Не успел я присмотреться к вывешенным телефонным спискам, как вдруг вестибюль наполнился людьми в белых форменных рубашках Следственного комитета вперемешку с мужчинами в штатском, среди которых мелькнули несколько знакомых лиц сотрудников «удмуртского» УФСБ. Времени на включение режима видео на моём айфоне было немного, но к середине образовавшейся у турникета очереди я всё же успел. Стоявший на посту молодой полицейский, похоже, просто обалдел от такой внезапно нахлынувшей делегации, так что мне не составило труда присоединиться к решительно настроенным сотрудникам в штатском. Чем было рисковать? Ну, сказал бы полицейскому, что «я тоже с ними», и всё...

Изнутри

Мы дошли до самого верха, а потом повернули назад на третий этаж. Здесь, как я понял по отдельным репликам, возникла заминка — никого из ответственных лиц не было на рабочих местах. На часах половина двенадцатого, ещё не обед. Заглянув в открытую настежь дверь малого зала заседаний, стало понятно, где сейчас находятся обитатели чиновничьих кабинетов. В «мэрии» вовсю шло явно затянувшееся по времени традиционное по понедельникам аппаратное совещание.

Я сел на диван напротив открытой двери, чтобы было удобней вести запись на видео всех выходящих навстречу «засаде» правоохранителей. Участники совещания не заставили себя долго ждать, и по их лицам было видно, что многие даже не поняли, что, собственно, здесь сейчас происходит. Прозаседавшийся начальник муниципальной милиции г-н Шингаркин начал налево и направо здороваться за руку с людьми в штатском и в форме. До осознания свалившихся на голову его руководства неприятностей оставались считанные минуты.

За кем пришли

Судя по прозвучавшим репликам, выемка документов должна была пройти в нескольких кабинетах здания «мэрии», но самыми «главными героями» проведённой спецоперации стали руководитель аппарата главы МО «город Ижевск» Алексей Тимофеев, руководитель аппарата администрации - заместитель главы администрации Ижевска Сергей Климов и, возможно, заместитель главы МО «город Ижевск» Анатолий Задоянный. Последнего мне удалось заметить в коридоре только раз, но он успел куда-то быстро ретироваться. В служебном кабинете Сергея Климова (на котором, кстати, нет таблички с фамилией «хозяина») правоохранители просидели довольно долго, после чего Сергей Климов вышел и быстро прошел в приёмную сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина, «серым кардиналом» которого его все считают. Обратно в свой кабинет г-н Климов уже не попал - тот оказался заперт.

Жарче всего, видимо, пришлось Алексею Тимофееву, который считается самым близким чиновником к главе города Александру Ушакову. Его кабинет вместе с самим Тимофеевым «оккупировали» сразу и надолго. И именно к Тимофееву через час-полтора после начала операции прибыл известный в столице республики адвокат Дмитрий Талантов, защищавший в своё время осуждённых по коррупционным статьям издателя газеты «Совершенно конкретно» депутата-«единоросса» Дмитрия Желнина и начальника ОБЭП Сергея Поерова.

Тишина

Что меня поразило больше всего, когда примерно через полчаса после того, как участники аппаратного совещания разошлись, а три десятка следователей и сотрудников УФСБ «рассосались» по своим участкам работы, так это звенящая тишина, повисшая в многолюдном здании. Я даже написал в тот момент в своём микроблоге в Твиттере: «Все забились по кабинетам, наверное, думают: лишь бы не ко мне...»

Впрочем, волновались не все. Проходившая по коридору сотрудница приветливо поздоровалась со мной и сообщила, что уже прочла мои сообщения в Интернете. По её словам, ей бояться уже нечего, она сама написала заявление об уходе. Сказала что-то вроде того, что ей тошно смотреть на весь этот дебилизм.

Закрытая зона

Кстати, меня раза три попытались аккуратно выпроводить из здания. К тому моменту вход в «мэрию» дальше вестибюля для представителей СМИ уже успели надёжно перекрыть, причём не следователи и сотрудники УФСБ, а явно кто-то из «местных». Представители медиагруппы «Центр» любезно сообщили мне по телефону, что меня уже ищут. Я, собственно, и не скрывался. Сначала какой-то неизвестный центр управления полётами подсылал полицейского с поста на 1-м этаже, который вежливо и безуспешно предлагал мне спуститься «оформить пропуск». Потом полицейский подошел не один, а с каким-то типом, который быстро ретировался, как только я предложил ему озвучить его распоряжение под видеозапись. В общем, достали, так что, когда возглавляемые мной в республике и Ижевске «ПАТРИОТЫ РОССИИ» наконец победят на выборах, обязательно отменим их дурацкий «пропускной режим». Как-то же обходились без этих преград в годы, когда Ижевском руководил первый избранный мэр города Анатолий Салтыков.

Подкрепление

Где-то на втором часу выемки документов здание «мэрии» покинул сити-менеджер Ижевска Денис Агашин. Возможно, просто проголодался. Встретив на улице известного блогера Андрея Некрасова, сити-менеджер уклонился от предложения прокомментировать случившееся. «Впервые об этом слышу...» - как-то глупо, по-детски соврал Денис Владимирович в ответ на вопрос об оплаченных из бюджета корпоративных застольях депутатов и руководителей структурных подразделений администрации.

У меня к тому времени от постоянно посылаемых постов в Твиттере почти села батарея в айфоне. Подкрепление пришло неожиданно через магазин «Кулинария», расположенный с обратной стороны «мэрии» и имеющий хозяйственный проход в основное здание. С фотоаппаратом и планшетным компьютером в коридоре появился профсоюзный активист и блогер Андрей Некрасов. С такими дополнительными техническими возможностями можно было дожидаться окончания допроса Алексея Тимофеева. И мы дождались.

Путь в сортир

В третьем часу дня дверь открылась, и из-за неё на мгновение показался погрустневший чиновник. Увидев нас, он кинулся обратно в кабинет. Наконец после долгих препирательств и переговоров г-н Тимофеев снова вышел в коридор в сопровождении своего защитника Дмитрия Талантова. Вышел и быстро направился в сторону по коридору, успев при этом сделать пару бросков то в мою сторону, то в сторону Некрасова. Видимо, хотел так нас попугать. Но вышло совсем уж как-то конфузно. Дело в том, что наш путь следования за Алексеем Тимофеевым неожиданно оборвался на первом этаже возле мужского туалета. Переволновался, подумал я. Но тут нас попытался спытаться провоцировать на грубость адвокат Талантов. По дороге к туалету он тоже, конечно, не молчал. «Дождешься, оторвут тебе голову», - то ли пригрозил он мне, то ли по-человечески предупредил, не обращая внимания на включенную видеозапись планшетника. Его клиент Тимофеев, после того как облегчился, вёл себя гораздо спокойнее своего защитника. Собственно говоря, после отснятого фото- и видеоматериала нас он уже не интересовал, и мы оставили чиновника продолжать общаться со следователями.

Статья 160

О том, чем были вызваны произошедшие в понедельник, 12 августа, события, было официально объявлено на сайтах прокуратуры и Следственного комитета. Это произошло ещё в самый разгар обыска. Согласно обнародованным пресс-релизам, следователи после проверки прокуратуры возбудили уголовное дело по части 3 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения). Часть 3 этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового. Более строгое наказание по данной части ст. 160 - лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 10 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Не могли нарадоваться

По версии следствия, на протяжении двух с половиной лет депутатский корпус Гордумы Ижевска (почти сплошь состоящий из депутатов-«единороссов») и руководители структурных подразделений «агашинской» администрации устраивали себе застолья за бюджетный счёт в гостиничном комплексе «Парк-Отель» и клубе «Кино», списывая деньги на якобы проведённые «выездные совещания». Данная практика расцвела с 2011 года, после того, как в октябре 2010 года президент УР Александр Волков окончательно подавил местное самоуправление в столице республики, посадив на «двуглавую» систему управления двух своих самых бестолковых ставленников - Александра Ушакова (глава города) и Дениса Агашина (сити-менеджер). Сохранить большинство мандатов в Гордуме Ижевска за «единороссами», безропотно обеспечившими данные решения, удалось благодаря сотрудничеству с ЛДПР, чьё руководство подало в суд заявление о снятии с выборов муниципального списка кандидатов «ПАТРИОТОВ РОССИИ». Нас тогда вычеркнули из бюллетеней всего за два дня до голосования. Вот, видимо, до сих пор никак не могли нарадоваться - третий год отмечали.