Илья Викторов – человек упёртый. В начале прошлого года он так же через суд пытался отменить ряд решений исполкома «Удмурт Кенеш», касавшихся выборов делегации на 6-й конгресс финно-угорских народов. Рассматривала тот его иск судья Индустриального суда г. Ижевска Вера Суворова. Ни одно из заявлений Викторова удовлетворено не было. Хотя цифры, которыми он оперировал, доказывая, что на заседании исполкома отсутствовал кворум, в силу чего неправомочными должны считаться все принятые в тот день решения, так и не были опровергнуты.

О том, как XII съезд «Удмурт Кенеш» избирал себе президента вместо Николая Мусалимова, оскандалившегося сдачей мандата депутата Госдумы РФ в пользу чеченского бизнесмена Бекхана Агаева, я писала по горячим следам в номере «Д» от 19 декабря 2012 года. По окончании съезда многие полагали, что оспорить в суде столь юридически грязные выборы не составит большого труда, поскольку с регламентом и уставом Всеудмуртской ассоциации обошлись как с мятой бумажкой.

Приведу фрагмент той декабрьской публикации, где посекундно расписана процедура «выборов»:

«Дальше съезд превратился в бардак. Мусалимов по-русски вслух обратился со сцены к Смирновой: «Так вы снимаете свою кандидатуру? Я не понял!» Ответ: «Я – за удмуртский народ! Я снимаю в пользу Игоря Николаевича!»

Мусалимов: «Сейчас будет голосование! Пришла записка, что в зале фиктивные мандаты. Гонин на исполкоме мандат фотографировал! (На реплики из зала, что не было выбрано, как голосовать.) Предложения за тайное не было! (Боброву.) Это не было вашим предложением! Кто за то, чтобы президентом стал И.Н. Семёнов? Кто против? Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Голосуем за постановление об избрании президентом «Удмурт Кенеш» И.Н. Семёнова! (ОВАЦИЯ!)»

Выходит Илья Викторов: «Я даже не понял, за какое предложение голосовали… Я не успел ни «за», ни «против» проголосовать…»

Поскольку всё произошло мгновенно и никто голоса за Семёнова не считал, я обратилась к соседкам по ряду, которые тоже голосовали красными мандатами – как же определить, сколько делегатов голосовали за избрание президента и набрал ли он нужные две трети от состава делегатов? Женщины подумали и сказали, что ничего сложного, нужно от числа всех делегатов отнять количество тех, кто голосовал «против». Вот и будет общее число «ЗА». Святая простота!»

Илья Викторов сразу после съезда «Удмурт Кенеш» письменно обратился к единственному штатному сотруднику Всеудмуртской ассоциации, секретарю-референту Елене Александровой с просьбой выдать ему копии протоколов мандатной и счетной комиссий съезда, а также протокол самого съезда.

Викторов ждал до марта. Не дождавшись, понес в суд заявление с просьбой признать недействительным решение об избрании президента «Удмурт Кенеш». В обоснование своих требований Викторов привел пункты Устава Всеудмуртской ассоциации и регламента работы съезда, нарушенные описанной «процедурой». Делегаты съезда не принимали решения о способе голосования (тайное или открытое), подсчет поднятых мандатов «за» Семёнова не был произведён, счетная комиссия не доложила съезду, каким количеством голосов избран Игорь Семёнов; не было объявлено голосование за альтернативных кандидатов.

В марте 2013 года Викторов с этим исковым заявлением оказался опять у судьи Суворовой. Судья в ответ написала определение, которым оставила его заявление без движения, на основании того, что заявитель Викторов «не указал, каким образом могут быть восстановлены его нарушенные права» как члена ассоциации и делегата съезда. После двух отказов судьи Суворовой рассматривать законность избрания президента «Удмурт Кенеш» Илья Викторов оспорил «суворовское» определение в Верховном суде УР. И получил там поддержку – дело вернули в Индустриальный суд г. Ижевска с вердиктом «верховников» рассмотреть. Опять к той же судье Суворовой… Отвод составу суда, заявленный Ильёй Викторовым, был отклонён всё той же Суворовой в связи с отсутствием «законных оснований».

На предварительном заседании Илья Викторов запросил предоставить ему пять документов: протоколы мандатной и счетной комиссии, самого съезда, а также стенограмму и аудиозапись съезда. Ходатайство удовлетворено. Однако представители «Удмурт Кенеш» сразу предупредили Викторова, что аудиозаписи якобы не велось. Стало быть, не может быть предоставлена и стенограмма, которая является бумажной копией аудиозаписи.

Всё остальное представители обещали предоставить в распоряжение истца даже не на следующем заседании (которое назначено на 12 сентября), а уже на другой после судебного заседания день – 18 июля.

В коридоре суда, в ожидании вынесения определения Суворовой по ходатайству об её же отводе, разгорелась любопытная дискуссия. Представитель «Удмурт Кенеш» дружелюбно, с улыбкой, упрекал заявителя Викторова, что тот, мол, своим иском бросает тень на «хорошего человека». Викторову приходилось оправдываться, что он не считает Семёнова плохим человеком, но процедуру-то нарушили! В ходе полемики досталось и мне – меня упрекнули в цинизме, раз я считаю, что в суд могут быть представлены документы, созданные «задним числом». Но я действительно так считаю, поскольку в рамках самого съезда они не оглашались, съездом не утверждались. Им просто неоткуда больше взяться…

«Пропажа» аудиозаписи тоже ведь характерный приём. Хотя во время съезда синхронный перевод исправно осуществлялся, то есть гости, не знающие удмуртского языка, пользовались наушниками. Значит, радиодоступ был. И почему бы не вести запись, непонятно. Скорее всего, опять появятся какие-то смешные «отмазки».

На суде представители Всеудмуртской ассоциации настойчиво пригласили Илью Викторова на заседание исполкома «Удмурт Кенеш» на 18 июля. Можно было подумать, что эта сторона хотела бы закончить дело миром. Викторов смущенно оправдывался, что в принципе ничего против Семёнова не имеет, но хочет «дать прикурить» Волкову, который, не будучи делегатом съезда, вообще не имел права предлагать съезду кандидатуру на пост президента Всеудмуртской ассоциации. Кроме того, будучи должностным лицом, он не должен был навязывать свою волю общественной организации.

На состоявшемся в прошлый четверг, 18 июля, заседании исполкома «Удмурт Кенеш» Илье Викторову дали 10 минут для изложения его позиции. Выслушали уважительно, вопросов не задавали. Лишь Игорь Семенов вскользь заметил, что против его кандидатуры было подано всего пять голосов. А вот каких-либо официальных документов, подтверждающих эти данные, обещанных в суде заявителю Викторову, опять не предоставили. Остаётся дождаться 12 сентября.