В минувшую субботу мы с дочерью почти случайно побывали в историко-архитектурном заповеднике «Лудорвай», где организаторы подводили итоги конкурса парковой деревянной скульптуры.

На сайте архитектурно этнографического музея-заповедника «Лудорвай» это мероприятие обозначено так - XII Республиканский и V Межрегиональный фестиваль парковой скульптуры. Проводится в рамках федеральной целевой программы «Культура России» и республиканской целевой программы «Культура Удмуртии». Организаторы - Министерство культуры РФ, Министерство культуры УР, Национальный центр декоративно-прикладного искусства и Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Подведение итогов 3-дневного конкурса и проводилось в субботу как открытие Парка национальных скульптур.

Решением жюри конкурса Лауреатами названы:


- в номинации «Семья и семейный уклад» - мастера Ярского района Назаров, Сунгуров, Зарипов за композицию «Семья» (три символические фигуры – беременной, девочки с куклой и кошки с котенком; котенка, видимо, мастера сделать не успели);
- в номинации «По следам древних легенд» - Узей-Туклинский дом ремесел Увинского района (директор Г.Е. Сидоров) за композицию «Инмумы»  («Мать неба»);
- в номинации «Человек в истории» - Старо-Моньинский дом ремесел
Малопургинского района (директор Н.М. Тарасов) за композицию «Нюлэс кузё».
В последние годы мы с дочерью охотно ездили в заповедник на разные мероприятия. Как правило, на эти дни «безлошадную» публику туда и обратно возили два заказных автобуса от площади Ижевских оружейников (ул. Советская, 1). Таких как мы всегда набиралось немало. Автобусы пустыми не ходили. Езды с полчаса, где больше времени уходило на то, чтобы выбраться из городских пробок. Но на этот раз автобусов не было. А съездить хотелось. Рискнули поехать рейсовым автобусом от Южной станции. На сам праздник, конечно, опоздали. Но путешествие вышло, может, даже лучше, с приключениями.

Сев в автобус, сразу предупредили кондуктора, чтобы нам сказали, где следует выйти, ведь мы понятия не имели, что за деревня Лудорвай. Обычно заказной автобус миновал деревню, выезжая к съезду в заповедник федеральной трассой Пермь – Казань. Подъезжая к Лудорваю, разговорились с молодой супружеской парой из местных. Они охотно согласились показать нам, как идти. Предупредили, что не близко. Спросили, что там сегодня, решили сами тоже туда заехать посмотреть.

«Вот этой дорогой идите, не сворачивайте» - сказали нам на прощанье. И мы пошли… совершенно безлюдной деревней, где нас один раз лениво облаяла небольшая белая собачка, похожая на кошку. А дальше из живности обратила на себя внимание «семья» пышных рыжих и черных кур «во главе» с роскошным, как с картинки, петухом.

Недалеко от околицы случилась развилка. Тут увидели идущую к нам девушку. Дождались, спросили, куда нам сворачивать, чтобы попасть в заповедник. Девушка оказалась… глухонемая. Пошли наугад.

Обещанных указателей не было ни одного до самых ворот заповедника. Только дорожный знак с цифрой «800 м». Выйдя за околицу, мы свою тревогу (туда ли идем?) маскировали бодрыми восторгами от окружающих картин «дикой природы» - вот поле ячменя с вкраплениями овса; вот придорожные сорняки, где чего только нет; вот всевозможные птахи. Между тем взгляд непроизвольно искал на горизонте контур ветряной мельницы. И прежде чем его увидеть, мы дважды успели ошибиться. Времени на дорогу ушло минут сорок. Так что к музею мы подошли только в начале пятого.

Малочисленная публика уже тянулась нам навстречу, к выходу. Встретился один фольклорный ансамбль с баянистом. На традиционном месте продавали традиционную пшеничную кашу с «восточной» тушенкой - 30 рублей большая порция. И травяной чай. Пить надо без сахара.

Парк скульптуры разместили в той части заповедника, которая спускается по склону к руслу ручья (или речки). Получилось замечательно. Мифологические персонажи как бы просто «возникли» там, где им по чину надлежит быть. Все эти «кузнецы», «бабушки», добрые и не очень духи Земли Удмуртской, а также зверьё домашнее и лесное.

Как сказала нам впоследствии Наиля Собина, заместитель министра культуры УР (её мы нашли в помещении, где угощали мастеров), сам конкурс, то есть непосредственное изготовление деревянных скульптур, происходил на школьном стадионе в Лудорвае. Скульптуры вырубались в соответствии с заранее продуманными и утвержденными проектами. Оттуда изделия привезли в музей и установили на заранее определенные места, которые теперь станут для них постоянными. Итоги конкурса подведены, победители названы, призы и подарки розданы. Изготовление конкурсных работ для мастеров было бесплатным.

Площадь парка скульптур небольшая, на осмотр всей экспозиции ушло минут двадцать. Дальше решили по традиции дойти до родника, где повстречали экскурсию в сопровождении девушки-экскурсовода, наряженной в национальный костюм. Она прямо у родника исполнила им аутентичный бессермянский напев. В соответствующем антураже это было классно!

Потом решили, что надо бы найти здешнюю пасеку. Пошли по стрелке указателя куда-то по лесной опушке мимо странной ограды, которая ничего не ограждала. Просто стоит фрагмент забора. Слева в глубине леса мелькнула крыша какой-то избы. Но мы решили, что не будут же пасеку ставить в лесу. И ушли дальше, выйдя в бескрайние поля. Унылые, бредем обратно. Встречаем таких же «диких туристов», как мы. Они говорят – пасеку вы прошли, она в лесу, и пасечник сейчас там. Мы – обратно!

Свернули с дороги, заслышав мужские голоса. В самом деле, сидит уже знакомый нам «начальник» пасеки с каким-то городским гостем. Спросили про мёд. Нет, свежий еще не качали, только через неделю. А старый не расфасован, им не торгуют. Это для нас уже второй «облом» в деле покупки лудорвайского мёда. Такое впечатление, что руководство заповедника проносит мимо рта ложку – что бы им не выставить в той же лавке сувениров пластиковые ведерки с местным мёдом? Ушли бы в лёт!

На пасеке увидели здешнее «чудо» - два улья, выполненные один в виде православного храма с «посеребренным» куполом, второй в виде крестьянской избушки. Пчелы, «живущие» в них, точно такие же, как в обычных ульях. Но глаз радуется именно на них. На вопрос, можно ли пройти мимо, пасечник великодушен – иди, если не боишься! Мы с благоговением прошли (и даже сфотографировали) этот пчельник.

Вернувшись, успели застать в усадьбе у входа организаторов и узнать от них итоги конкурса. А затем посетили сувенирную лавку, расположенную справа от ворот (если входишь в заповедник). Надо же что-нибудь купить, если, кроме каши, ни на что больше не потратились. Купили набор открыток с рецептами удмуртской национальной кухни. Напоследок спросили симпатичную белокурую девушку-продавца, как она добирается после работы домой (считая, что живут сотрудники в городе). На что девушка ответила, что живет в Лудорвае, в новом коттеджном поселке. Но нас, оказывается, знает в лицо по прежнему месту жительства, на Буммаше. Сама она училась в той же 19-й школе, которую я сама и мои дочери в свое время оканчивали. Вот так встреча! Женя (как она нам отрекомендовалась) посочувствовала, что идти нам пришлось пешком от деревни. Сказала, что действительно не налаженная транспортная связь музея с Ижевском – это ущерб и её торговле в том числе. Она же сообщила, что последний автобус уходит из Лудорвая в 7 часов вечера.

Попрощавшись с новой знакомой и сфотографировав очередную свадьбу (свадебные кортежи приезжают сюда один за другим – это новая традиция ижевских молодоженов; в заповеднике для них программа «За семью мостами»), мы, борясь с усталостью, двинулись в обратный путь той же шоссейной, усеянной крупным гравием, дорогой. Минут десять спустя нас догнал пустой «пазик», внутри которого сидела давешняя лудорвайская пара, муж с женой. Они попили дома чаю и последовали нашему примеру, посетили парк скульптур. Домой, в деревню, едут на «попутке». Причем, водитель «пазика» остановился возле нас по собственной инициативе! Мы не рискнули «голосовать». И даже забравшись внутрь, были уверены, что нас, в лучшем случае, подкинут до деревни. Но веселый мужичек-водитель (кстати, удмурт) сообщил, что те, кого он привез из города, успели разъехаться без него, и он едет в Ижевск «пустой». Охотно нас довезет. За «просто так». И тогда мы поняли, что это ни кто иной, как «посланец» здешних добрых сил, хранящих этот край. До центра Ижевска по совершенно безлюдному городу долетели как на такси…


Для справки
Создание архитектурного заповедника впервые было продекларировано Постановлением Совета Министров УАССР в 1980 году. В 1990-м ему была выделена земля нежилого починка Ильинка в двух километрах от деревни Лудорвай. Сама деревня расположена в 12 км к юго-западу от Ижевска. Первоначально заповедник был филиалом Национального музея УР. С 2004 получил самостоятельность и наименование Государственное учреждение культуры (ГУК) «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай».