Управление Федерального агентства по делам государственного имущества в Удмуртской Республике 5 июня объявило открытый для всех оценочных компаний запрос котировок на определение рыночной стоимости целого ряда архитектурных и инженерных сооружений, играющих в своей округе знаковую, отчасти даже «градообразующую» роль.

В Ижевске в первую очередь подлежит оценке главное здание Ижевского оружейного завода XIX века, фигурирующее в перечнях федерального имущества как шесть производственных корпусов по адресу: проезд Дерябина, 2/3, а также Александро-Невский собор и здание музея «Ижмаша» в историческом центре республиканской столицы. В Сарапуле будут оценивать набережную реки Камы в районе речного порта и Воскресенскую церковь, 1817 года постройки. По всей территории Ижевска и Удмуртии – здания госучреждений, объекты гражданской обороны, склады. Всего в перечне 30 объектов.

На то, что с запросом оценки от Росимущества что-то не так, первыми обратили внимание сами частные оценщики, профессионально отслеживающие появление подобных контрактов на интернет-портале госзакупок. «Взгляните, очень странный запрос котировок, - обратился один из них в «Д». – В требованиях к исполнителю указано условие – завершение всех работ в течение 1 дня с момента заключения контракта».

Недоумение специалистов понятно: даже организовать осмотр 30 объектов в нескольких районах Удмуртии за один день непросто, а уж изучить их техническую документацию, исследовать рынок продаж и аренды, с применением трех независимых подходов определить их стоимость, изготовить и согласовать отчеты – физически невозможно за 24 часа. Когда речь идет, например, о строительстве дороги, абсурдно сжатый срок исполнения контракта – железный повод подозревать «распил». Однако в данном случае Росимущества выделяет на оплату работы оценщиков всего 186 тысяч рублей, что совсем неинтересно для крупной аферы. Зачем тогда могут понадобиться такие ухищрения? Может быть, всё дело в «рыночной цене» ключевых историко-архитектурных памятников Ижевска и Сарапула, которую должен назначить «волшебный» специалист-оценщик?

Заместитель руководителя ТУ Росимущества по УР Любовь Шмыкова прежде всего заверила, что сама необходимость определения рыночной стоимости федерального имущества связана с бюрократическими требованиями к их учету в реестре, и никакой распродажи корпусов «Ижмаша» с молотка в связи с этим опасаться не следует. При этом в ее управлении не считают абсурдным срок в 1 день на оценку 30 объектов недвижимости. «Сделано это для того, чтобы оценочная компания, претендуя на контракт, рассчитывала свои силы, потому что очень много заявляется компаний-однодневок, которые потом ответственности не несут, - объяснила Любовь Шмыкова. - Физически это реально, контракт будет заключен с компанией, которая сможет выполнить эти работы исходя из имеющихся у нее ресурсов, людских, транспортных и так далее».

К счастью, это заявление поддается проверке. В России действует Отраслевое соглашение в оценочной деятельности, принятое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в котором определены нормы трудозатрат на независимую рыночную оценку собственности. Например, квалифицированная оценка нежилого здания общей площадью до 100 кв. метров без учета земли отнимает в среднем 7 человеко-часов, от 100 до 500 кв. метров – 11 чел./часов, от 500 до 1000 кв. м – 15 часов и так далее.

Подсчитанная таким образом сумма трудозатрат по «странному» контракту Росимущества составляет почти 550 чел./часов (с учетом повышающего коэффициента историко-культурного наследия «х2» для Невского собора, Воскресенской церкви и корпусов «Ижмаша»). Для выполнения всех работ в 24 часа «волшебной» оценочной компании потребуются 23 специалиста-оценщика, которым не надо есть и спать, или почти 70 специалистов, если они будут работать в три смены по 8 часов как живые люди. Это при условии, что все документы и распоряжения будут в процессе работы передаваться мгновенно, никто из 70 работников не выбьется из графика, из жизни исчезнет бардак, а из города – пробки. Можно утверждать, что Любовь Шмыкова не права: такой суточный аврал нереален, а контракт Росимущества – заведомо неисполним.

Что из этого следует? То, что в таком случае замруководителя управления Росимущества по УР может быть не права и во второй части своего заявления. По ее словам, запрос на рыночную оценку стоимости архитектурных памятников не связан ни с какими планами по их приватизации, но, как видим, она может и ошибаться. Что химичат с федеральной собственностью и ценами на нее – вопрос, который остается открытым.