«Погромы, поджоги, аресты - всё как под копирку, только теперь не в Стамбуле» - с этих слов начинается «пятиминутка ненависти» - сюжет о беспорядках в Турции на Первом канале. «В Анкаре демонстранты окружили американское посольство, разгоняли их с помощью водометов», - сообщает нам телеканал «Вести 24». От этих прозрачных намеков, как от песни про «изгиб гитары желтой» на затянувшемся бардовском фестивале, начинает подташнивать. Абсолютно карикатурный образ: турецкая оппозиция так крепко присосалась к дядюшке Сэму, что водометом оторвать не могли. Турецкие власти тоже, кстати, уже объявили, что акции протеста проплачены.

Другие ликуют. «Разогнать это - невозможно. Повернуть это вспять - невозможно. Точка пройдена. И обратного пути больше не существует. Прошлое - осталось в прошлом. А будущее сейчас здесь, на площади Таксим, с файерами, в джинсах и с баллончиками краски. Это - единение нации. Это - страна. Это - народ», - пишет журналист Аркадий Бабченко с места событий.

Эмоции напоминают футбольный матч. Те, кто в России за Путина, болеют за Эрдогана в Турции. А те, кто здесь за Навального, там болеют за толпу. Зарубежные социальные потрясения становятся для нас всё более родными: у них Таксим, а у нас Болотная, Сахарова. Возникает явное ощущение, что мы ждем и боимся своей революции, поэтому так переживаем за соседей. Ведь от Сочи до Анкары столько же, сколько от Москвы до Питера: 712 километров.

Эрдоган многим напоминает Путина. Официально он за светское государство, за демократические ценности, но оппозиция почему-то требует освобождения политических заключенных, отмены цензуры, политических свобод и прекращения процесса исламизации. Эрдоган у власти уже одиннадцатый год. Владимир Путин – тринадцатый. В России запрещено пить и курить в публичных местах. В Турции – даже целоваться.

Кроме того, Арабская весна, например, во многих странах привела к укреплению позиций исламистов и смене правящих режимов на более авторитарные. В Турции же протесты до сих пор мирные и население требует наоборот: свержения «маленького диктатора», как называют Эрдогана, и возвращения к европейской модели общества.

Из истории

Параллели с Турцией можно проводить бесконечно. Как и мы, Турция – это часть бывшей империи, распавшейся в конце двадцатых годов прошлого века. Тюрки приняли ислам в десятом веке, тогда же, когда крестилась Киевская Русь. Ислам в Османской империи играл не меньшую роль, чем православие в Российской империи. Религия была неотделима от государства.

Ситуация поменялась в начале двадцатого века. Первый президент Турецкой республики Мустафа Ататюрк, придя к власти в 1923 году после падения Османской империи, отменил халифат, ликвидировал султанат, шариатское судопроизводство и ввел светское обучение. С этого времени Турция в поисках новых ценностей устремила свой взгляд в Европу. Переговоры о вступлении в Европейское экономическое сообщество, а позже в Евросоюз велись с 1963 года, но успехом не увенчались. Сейчас большинство экспертов сходится в том, что шансы на это очень малы.

По данным Википедии, Турция первая в мире мусульманская страна, где религия отделена от государства. Однако 96% населения исповедуют ислам. Из них 10% хотят жить по законам шариата. В таких условиях последователям Ататюрка пришлось искать светские ценности, которые могли бы так же крепко сплотить нацию, как ислам.

Замены не находилось, турки переживали сложный период самоопределения в рамках независимого государства. Общество постоянно было разделено на сторонников светского развития и приверженцев исламизации. На страже реформ Ататюрка всегда стояли военные. А основная часть сторонников условной «европейской модели» проживала в крупных городах. Сторонниками исламизации традиционно выступали жители провинций и сельское население.

Почти сто лет политическая жизнь Турции близка к точке кипения. За это время они пережили несколько государственных переворотов, несколько попыток вернуться к имперским ценностям.

Правление Эрдогана с этой точки зрения «эпоха стабильности», очень напоминающей ту стабильность, которую мы получили с приходом Владимира Путина. При Эрдогане Турция пережила небывалый рост экономики. По приросту ВВП Турция несколько лет держалась на втором месте в мире после Китая. Население страны росло. Среднегодовой темп роста ВВП с 2002 года составил 5%. В США за этот же период только 3,5%, в Еврозоне - 2,3%.

За этот рост турки поплатились своими свободами. Эрдоган, находясь во главе исламистской Партии справедливости и развития, не может публично отказаться от курса Ататюрка, но фактически гнет другую линию. Это весьма напоминает ситуация в России.

В Турции, как и в России, стабилизация экономики привела к формированию среднего класса в крупных городах. Эти люди выступают против исламизации страны, они требуют политических свобод и хотят влиять на политическую ситуацию в стране. Авторитарная политика «неоосманизма» Эрдогана их не устраивает.

Но Эрдоган имеет реальную поддержку населения, которая оценивается в 60% электората страны. Поэтому многие считают, что капитулировать перед оппозицией он не будет. Большинство говорит о том, что шансов на смену политического режима почти нет, а волна протеста спадет сама собой.

Что важно, позиция военных, которая в истории Турции часто оказывалась решающей, сегодня остается неясной. В СМИ появляется информация, что армия отказывается поддержать силы спецназа. Но, с другой стороны, никаких заявлений от военного руководства пока не последовало. Кроме того, вряд ли сейчас на армию можно так же рассчитывать, как в 60-е годы. За последнее время влияние военных на политические процессы существенно снижено.

Глядя на российский опыт, многие заявляют, что «несостоявшаяся революция» даст возможность властям Турции начать реакционную политику, что подразумевает и дальнейшую исламизацию страны, и репрессивные меры в отношении лидеров оппозиции. Уже сейчас известно, что в ближайшее время в стране пройдут выборы президента. Сегодня это фигура номинальная, но в будущем она может стать ключевой. Эрдоган собирается стать президентом страны, что будет еще одним шагом в сторону авторитаризма.

Турция - зеркало России?

Истории России и Турции во многом схожи. Вероятно, параллели можно будет проводить и в будущем. Но воспринимать турецкую историю как волшебное зеркало, в котором отражается прошлое и тем более будущее России, невозможно. У нас очень разные повестки дня.

Между нашей имперской историей стоят десятилетия советской власти, которую можно оценивать по-разному, но которая разорвала всякие связи с дореволюционным прошлым. Что еще удивительнее, сегодня на повестке дня не стоит вопрос об откате к советским ценностям. Перспектива опять строить «светлое будущее» пятилетка за пятилеткой мало кого прельщает, особенно молодежь. Турция выбирает между исламизацией и светским государством. Их повестка дня ясна. У России пока нет никакой повестки.

На Турцию здесь оглядываться бессмысленно. Россия поликонфессиональная страна, и речи об исламизации, христианизации и прочем не идет. «Европейская модель» - единственное, пожалуй, что мы можем сказать о своем возможном будущем. Никакой альтернативы не сформулировано. Точнее, она есть: это витающий в воздухе призрак очередного раскола государства по вертикали власти, пропитанной коррупцией. И поэтому молодому государству - Российской Федерации - только предстоит формулировать свою повестку дня. И ни Турция, ни Европа не даст нам готовых ответов.



Наталия УЛЬЧЕНКО, завсектором Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН:

«Первые годы Эрдоган прощупывал пределы допустимой степени реставрации ислама, потом стал действовать более провокационно. Однако за последние 80 лет в стране выросли приверженцы светской республиканской Турции. Появление Эрдогана оказалось для них не очень приятным. И если раньше электорат делился пополам: 50% — сторонники правящей партии, 50% — противники, то сейчас противников стало больше — и мы получили этот конфликт».

Источник: «Новая газета»