«Средним» ремонтом («приведением в нормативное состояние»), по данным Тарасова, за последние 5 лет охвачены 20% ижевских магистралей. При такой скорости эта белка никогда не догонит свой собственный хвост: то, что ремонтировалось пять лет назад, сегодня опять требует такого же ремонта, и далее по второму кругу, а ведь остается еще 80% дорог, к которым в эту пятилетку и не приступали. А главное, менять несколько сантиметров асфальта на основании дорожного полотна, стоящего без капитального ремонта с конца 70-х годов, - в представлении начальника УБиТ всё равно что штукатурить стены дома, в фундаменте которого трещина.
Примерно так за вычетом дежурного оптимизма и обилия несусветных миллионов рублей выглядела первая из основных идей Михаила Тарасова, пришедшего на разговор к депутатам Гордумы Ижевска. Вторая идея заключалась в том, что в рамках всё-таки выделенного финансирования УБиТ осваивает бюджетные средства на содержании и ремонте ижевских дорог в полном соответствии с юридическими процедурами, техническими требованиями и здравым смыслом. Однако тут же с вопросами депутатов выяснилось, что проблемы начинаются еще до освоения – с выбора участков для ремонта в очередном сезоне.
Михаил Тарасов так и не смог объяснить собравшимся, по какому принципу распределяют дорожные деньги. По его словам, объективный мониторинг состояния улично-дорожной сети сам по себе не по карману Управлению благоустройства и транспорта. «Тот же Минтранс УР сегодня заказывает эти работы специализированной организации, проводит диагностику состояния автодорог, вплоть до того, чтобы посчитать ямы на определенном участке, - пояснил он. - Если мы это по Ижевску будем делать, для наших километражей и объемов это выйдут примерно те же затраты, что и на уровне республики, а там достаточно большие цифры». Как заявил начальник УБиТ, теоретически в его управлении есть «реестр автомобильных дорог» и «определенная система оценки». На практике же это означает, что, например, на улице Пушкинской под окнами сити-менеджера Агашина в этом году перекладывали асфальт потому, что она «является центральной» и поэтапно ремонтируется с 2007 года, а раз уж начали, то надо продолжать.
После апрельской акции протеста ижевчан-автомобилистов считается, что по этому поводу не грех спросить и мнение самих жителей города. «Сегодня мы говорим, что готовы общаться с представителями общественных организаций, чтобы список формировался не только по субъективному мнению нашему, транспортников и надзорных органов», - объявил Михаил Тарасов. Для этого чиновники планируют проводить интернет-голосования, с представителями движения «Автомобилисты Удмуртии» уже встретились глава администрации Ижевска Денис Агашин и министр транспорта УР Олег Гарин. При упоминании этого формата диалога некоторые депутаты Гордумы почувствовали себя обойденными.
«Вы с некоей общественной организацией начинаете контактировать и составлять этот реестр, а почему с депутатами-то вы этого не делаете? – возмутился депутат от «Единой России» Альфред Зинатуллин. - Мы же как раз по земле пешком ходим, всё это видим, про улицу Мужвайскую я уже все уши вам, да? Каждый депутат в своем округе может составить такой реестр, а вы можете его объединить в какую-то систему». По мнению депутата Зинатуллина, посредничество депутата полезно для общественного спокойствия. «Я хочу, чтобы ко мне пришел избиратель, и я ему сказал – извините, ваша улица сегодня в очереди 25-я, вот нам выделили денег, сделаем сначала вот эти, а потом уже пойдет ваша, - обрисовал он рамки сотрудничества. - И жители должны обладать такой информацией и понимать перспективы, тогда меньше будет недовольства. А вы почему-то привлекаете автомобилистов, они привлекают общественность, и начинается какой-то резонанс. Когда всё это можно свободно через депутатов решить». Глава Ижевска Александр Ушаков выступил примиряюще, заявив, что в новой программе ремонта дорог с 2014 года должны быть учтены мнения тех и других.
Со слов Тарасова можно было понять, что администрация Ижевска очень недовольна законом № 94-ФЗ о госзакупках, а экономия на конкуренции подрядчиков ее не радует. По небольшим дорожным лотам районного уровня цена в ходе торгов порой снижается так сильно, что чиновники не в состоянии поверить, будто бы за такие деньги можно работать без жульничества с объемом и качеством. А контракт по закону всё равно приходится отдавать тому, кто предложит наименьшую цену. Поэтому городские власти заранее расписываются в намеренном ограничении конкуренцииСледующий этап после выбора участков дорожного ремонта – определение подрядчиков по муниципальным контрактам на открытых аукционах. Как заявил начальник УБиТ Михаил Тарасов, городские власти сознательно укрупняют дорожные лоты, чтобы отсечь от участия в торгах «случайные» предприятия. «При дроблении лотов мы можем получить ухудшение качества ремонта дорог, - пояснил он депутатам Гордумы. - Мы не можем гарантировать, что предприятие, которое выиграет этот лот, будет существовать через два-три года. Нам удобнее и правильнее работать с крупным предприятием, пусть у него будут два, три контракта, но мы будем понимать, что оно имеет серьезную производственную базу и сможет выполнять гарантийные сроки, которые на себя берет».
Со слов Тарасова можно было понять, что администрация Ижевска очень недовольна законом № 94-ФЗ о госзакупках, а экономия на конкуренции подрядчиков ее не радует. По небольшим дорожным лотам районного уровня цена в ходе торгов порой снижается так сильно, что чиновники не в состоянии поверить, будто бы за такие деньги можно работать без жульничества с объемом и качеством. А контракт по закону всё равно приходится отдавать тому, кто предложит наименьшую цену. Поэтому городские власти заранее расписываются в намеренном ограничении конкуренции.
Об этом было одно из эмоциональных выступлений депутата от «Справедливой России» Елены Христенко. «Если мы рыночный механизм вырезаем и оставляем монополиста, значит, должен быть контролирующий орган, который его поставит в жесткие рамки, но у нас нет никакого механизма контроля за этими деньгами вообще! – заявила она. - Нет ответственных. Муниципальный контракт у нас подписывает не Тарасов, который является должностным лицом, с которого можно спросить и по коррупции, и так далее. Он у нас вообще за 700 миллионов, которые его управлению дали, никакой ответственности не несет. Назовите еще хоть одно управление с такими льготными условиями? И даже господин Килин (директор МКУ «СБиДХ» – службы муниципального заказчика) не подписывает контракт, вместо него подписывает заместитель. Вообще нет никакого ответственного лица, с которого можно спросить!» Михаил Тарасов отделался репликой о том, что полномочия и ответственность муниципальные органы и должностные лица делегируют друг другу совершенно законно.
«С кого спросить» и, главное, как – вопрос, которому депутаты уделили большую часть своего времени. Депутат от «Единой России» Игорь Гликман предложил воссоздать «независимый технадзор». Глава комиссии по городскому хозяйству Юрий Тюрин вполне официально сообщил о начале разработки нового городского положения о контроле за качеством ремонта автодорог и новых образцов муниципальных контрактов с усиленной ответственностью исполнителей. В свою очередь Михаил Тарасов заверил депутатов, что некачественную работу прошлых лет практически все подрядчики добровольно исправляют за собственный счет по гарантии. Тарасову напомнили, что перед этим сотрудники УБиТ как-то приняли у подрядчиков эти дороги, но оказалось, что среди муниципальных служащих персонально отвечать за брак действительно уже некому.
«В 2010 году кто работал у нас – осталось один-два человека, - объяснил начальник УБиТ. - По документам, которые мы даем по контролю качества, безусловно, принадлежность технического специалиста имеется, но высокая текучка. На зарплате 15 тысяч рублей поработают-поработают и перетекают – к Маринину в ЖКХ и так далее, вплоть до того, что переманивают к нашим подрядчикам. В этом году уже подписано постановление о серьезном увеличении зарплаты по дорожному хозяйству, планируем за один-два года выйти на средний уровень по городу по профессиям узких специалистов». И вроде бы даже ответил логично и, может быть, справедливо по существу, а всё равно получилось: выясняли, кого наказать, глядь – опять кого-то наградили…