Место, видимо, выбрано удачно, поскольку поблизости нет многоквартирных домов, а частный сектор также достаточно удален. Если вспомнить несколько неудачных попыток разместить приют для бомжей лет десять назад, то именно протесты окружающего населения прекращали всякие поползновения, например, на Буммаше, на остановке «СУ-13».

Директор районного центра соцобслуживания Ильяс Ибрагимов теперь отвечает ещё и за бомжей.

Директор районного центра соцобслуживания Ильяс Ибрагимов
теперь отвечает ещё и за бомжей.


Как рассказал директор Ленинского Комплексного Центра социального обслуживания (куда структурно входит теперь гостиница для бомжей) Ильяс Ибрагимов, в учреждение, которое он возглавляет, помимо социальной гостиницы, входят также отделение дневного пребывания для обслуживания пенсионеров и инвалидов Ленинского района и четыре отделения соцобслуживания на дому (место базирования соцработников, которые помогают неходячим старикам по дому, ходят для них в магазины, аптеки и т. д.).

Собственно гостиница для бомжей расположена на 1-м этаже 2-этажного здания и занимает почти весь этаж. От других помещений центра она отделена, то есть ни сюда извне, ни отсюда куда-либо свободного доступа нет.

Наш разговор с директором начался с того, что он подчеркнул, что гостиница – это не ночлежка, что её деятельность происходит в рамках специального Положения, утвержденного приказом Министерства соцзащиты УР. Там подробно прописаны вся процедура поступления сюда «контингента», права и обязанности лиц БОМЖ в период проживания здесь, а также объем услуг, на который может рассчитывать постоялец.

Сама гостиница состоит из четырех жилых комнат – одна большая, на 12 коек, и три поменьше – по 4 койко-места. Итого 24 человека могут одновременно проживать в гостинице для бомжей.

Чтобы «претенденту» на койку вселиться сюда, не требуется никаких предварительных записей и виз на заявлении в вышестоящих инстанциях. Человек просто должен подойти в период с 16 до 19 часов в будний день, и при наличии свободных мест, а также письменного его согласия с регламентом заведения он сюда будет помещен. Условие, по словам Ибрагимова, одно – это отсутствие у него паспорта с пропиской. Ибо наличие такого документа с указанием места регистрации автоматически выводит его из числа лиц БОМЖ. А помочь получить ему паспорт – это и есть одна из основных функций социальной службы гостиницы.

Помимо жилых комнат в гостинице имеются комната для приема пищи (Ильяс Асхатович настаивал именно на таком названии этого помещения – это не столовая), медпункт, помещение для санобработки, изолятор (не дисциплинарный, а медицинский – для вновь принятых) на два места.

Вообще сама процедура допуска в гостиницу слегка напоминает санпропускник, да это он и есть, что логично, поскольку у заселяемых вполне могут быть всевозможные (в том числе и заразные) «болячки». Поэтому «новичок» осматривается при поступлении фельдшером, проходит санобработку, получает чистое казенное белье и два дня проводит в изоляторе. Собственно, наличие этой системы пропуска и создает невысокую «пропускную способность» заведения – в день гостиница может принять не более двух человек, при этом оба должны быть одного пола – либо мужчины, либо женщины.

В день моего визита в социальную гостиницу в ней числились семь мужчин. За время, прошедшее с момента открытия приюта, то есть с 4 марта сего года, один мужчина, получив паспорт и устроившись на работу, сам покинул гостиницу, а двое (мужчина и женщина) были помещены в стационары: один – в туберкулезный диспансер, другая – в психоневрологический. Таким образом, женщин в гостинице на данный момент нет вовсе. Да их среди бомжей и «на воле» существенно меньше.

По словам моего собеседника, «пик» заселяемости возникнет тогда, когда бомжам станет холодно, то есть с приходом холодов. Ильяс Асхатович, кстати, пояснил, что гостиницу изначально планировали сделать на 50 мест, но уже в ходе ремонта выяснили, что с учетом действующих нормативов (6-8 кв. метров площади на каждого постояльца) получается только 20 мест. Много это или мало для Ижевска? По его мнению, ажиотажа и дефицита, скорее всего, не будет, так как условия заселения в гостиницу для лиц, привыкших жить «экстремально», достаточно жесткие. Далеко не все из них готовы в течение полугода полностью отказаться от употребления алкоголя и табака (на дежурном посту при входе в гостиницу с табличкой «администратор» дежурный продемонстрировал мне прибор для проверки на наличие алкоголя – алкотестер, который может быть применен к возвращающимся в гостиницу из города постояльцам). К тому же, считает Ибрагимов, среди тех, кого горожане ежедневно наблюдают на городских помойках, грязных и страшных, далеко не все именно бомжи, у кого-то жилье есть, просто они опустились в социальном отношении.

Если «претендент» на заселение успешно прошел санпропускник, подписал обязательство выполнять распорядок дня и не нарушать правила проживания, то он становится постояльцем гостиницы на срок до полугода. За это время ему помогут получить паспорт, найти работу. Первый месяц пребывания для него совсем бесплатный, с «одноразовым приемом горячей пищи» (это, собственно, обед, который привозят сюда из столовой, здесь не готовят).

Всю «подноготную» о своих постояльцах администрация знает не только с их слов, но и «пробивает» по базе органов внутренних дел. Это тоже необходимо, чтобы снизить криминогенные риски, ведь большая часть имеет судимости, и не одну. В ближайшем будущем предполагается обнести территорию вокруг центра оградой (пока на неё нет средств). А «тревожная кнопка» для сотрудников уже имеется. Также есть договоренность о том, что передвижные патрули полиции регулярно будут посещать приют. Это так в действительности.

Со второго месяца пребывания постоялец уже не будет получать «казенный» обед, то есть забота о пропитании ложится полностью на него самого. Кроме того, он должен будет оплачивать еженедельную смену постельного белья – это в месяц четыре раза по 39 рублей. Из социальных услуг он также может получить в центре консультацию юриста, психолога. Я лично наблюдала, что один из постояльцев находился в инвалидном кресле – это имущество центра, оно предоставлено человеку на время нахождения тут бесплатно. Социальный работник, если нужно, будет сопровождать его во время визитов в госучреждения по вопросам трудоустройства и восстановления документов. Важный момент – восстановление социальных связей. Как правило, такие люди «выпали» из семейных и общественных коллективов, тут нужны какие-то особые аргументы, чтобы такого признали родственники, взяли на работу. Наверное, это непросто.

У центра имеется трехстороннее соглашение о сотрудничестве – с Минсоцзащиты, Минздравом и МВД. За полгода человеку помогут полечиться, получить консультацию у нужных специалистов. Сюда, в гостиницу, приезжает терапевт из 6-й горбольницы. Он и дает, кстати, заключение об отсутствии противопоказаний для помещения человека в гостиницу.

У социальной гостиницы – двойная «природа». С одной стороны, в служебном плане Комплексный Центр (КЦСО) подчиняется Управлению по делам семьи Администрации Ижевска (руководитель – Ирина Галина), с другой – Минсоцзащиты УР, которое издало о нем Положение. В штате гостиницы – заведующий, администратор, фельдшер (по совместительству) и соцработник. Директор говорит, что одного соцработника мало, надо брать второго. Юрист и психолог – в штате не гостиницы, а центра.

Во что обходится социальная гостиница бюджету? Ибрагимов уклонился от ответа на этот вопрос, только уточнил, что это не прямые городские расходы, а субвенции из бюджета Минсоцзащиты, то есть из региональной казны. Гостиница была открыта при незавершенных строительных работах, поэтому еще внутри не все помещения отремонтированы; стоят очень старые, выпадающие оконные переплеты, отсутствует ограда…

Но шанс вернуться в нормальную жизнь для ижевских бомжей теперь есть. Кто-то им воспользуется. Это уже хорошо.