Фамилия Иванов в России сама по себе неплохое прикрытие для тех, кому есть что скрывать. Источники, из которых формировалось состояние Александра Борисовича Иванова, тоже не нуждаются в афишировании. Последние девять лет Александр Иванов «зарабатывает» на том, что подконтрольные ему предприятия постоянно банкротят.

«Миллионер Корейко»

С 90-х годов за Александром Борисовичем закрепился устойчивый миф, что, несмотря на значительные доходы и накопления, он продолжает годами ходить в одном и том же стареньком костюмчике и потасканном галстуке. Его можно встретить на улице в шапочке-петушке и с целлофановым пакетиком в руке. По типажу – вылитый подпольный миллионер Александр Иванович Корейко, персонаж из «Золотого телёнка». Но внешность обманчива. В Швейцарии, в кантоне Женева, куда перебралась семья Иванова, у ижевского предпринимателя давно припасены на «чёрный день» и элитная недвижимость на берегу озера, и круглый счёт в банке. Пока этот «чёрный день» для Иванова, видимо, ещё не настал.

Куски каравая

В прошлое воскресенье корреспондент «Д» объехал ижевские хлебозаводы, которые, несмотря на порой несколько пережитых банкротств, как были, так и остаются в руках предприимчивого Иванова. Некоторые из них, правда, успели поменять название. Так, на проходной бывшего ОАО «Ижевский хлебозавод
№ 2» сегодня прикручена вывеска с надписью «Общество с ограниченной ответственностью «КАРАВАЙ». Другие предприятия - «Ижевский хлебозавод № 1», «Ижевский хлебозавод № 5» и «Ижевский хлебомакаронный комбинат» – внешне выглядят так, как будто бы здесь с советских времён ничего не менялось. На самом деле все эти предприятия, так же как и 2-й хлебозавод на ул. Орджоникидзе в Ижевске, уже не по разу банкротились членами «команды» предприимчивого Александра Борисовича Иванова. Между тем, несмотря на отсутствие инвестиций и «бумажные» банкротства, эти изрядно зачерствевшие уже «куски каравая» продолжают приносить доход их реальному владельцу – 52-летнему подпольному ижевскому «миллионеру корейко».

Пряник и бутылочка пива

Чтобы понять масштаб афер с перманентным банкротством «ивановских» предприятий в цифрах, придётся поднять арбитражные дела с 2004 года. В результате нехитрых, но объёмных расчётов обобщённый итог с девяти арбитражных дел о банкротстве за период с 2004-го по 2011 г. складывается во внушительную сумму - 1 млрд 762 млн 645 тыс. рублей. Это деньги, которые налоговики не смогли вытащить из «ивановских» предприятий в госбюджет, а также суммы платежей, недополученные другими кредиторами обанкроченных заводов и фирм.

Среди предприятий-банкротов, попавших в этот расчёт: ООО «Финансовая компания «Лига-ФБ», директором которого в своё время работал Александр Иванов, и принадлежащие Иванову (аффилированные с ним) ОАО «Ижевский хлебозавод № 2» (ООО «Каравай»), ОАО «Ижевский хлебозавод № 5», ОАО «Ижевский ХМК», ОАО «Ижевский хлебозавод № 1», ООО «Хлебозавод № 1», ОАО «ГамбринусЪ», ООО «Удмуртзернопродукт» и ООО «Мираж». Помимо недополученных налогов, в случае с хлебозаводами интересы государства были затронуты ещё и потерей 49-процентных долей в уставных капиталах этих акционерных обществ.

Интересы самого Иванова при этом не пострадали. Считается, что от неприятностей с законом до 2011 года его защищали короткие отношения с бывшим первым заместителем министра внутренних дел Удмуртии Ренатом Саитгареевым. Сегодня посещать коридоры власти скромный миллиардер предпочитает в компании с Павлом Вершининым, бывшим премьером Удмуртии, работающим на пенсии директором на «ивановском» хлебомакаронном комбинате ООО «Пастарель». Традиционный презент во время таких посещений кабинетов по праздникам – пряник в подарочной упаковке и бутылочка пива. Дешёво и сердито, учитывая, какие деньги можно заработать на каждом из банкротств производящих эту продукцию предприятий.

Кому я должен – всем прощаю

Типичным примером банкротства по-ивановски является ОАО «Ижевский хлебозавод № 2». Классическая схема. В 2006 году предприятие перестало платить налоги, и Федеральная налоговая служба России обратилась в Арбитражный суд УР с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом). 20 июня 2006 года в отношении предприятия-должника ввели процедуру наблюдения. В тот момент задолженность ОАО «Ижевский хлебозавод № 2» по уплате обязательных платежей и начисленных пеней составляла 52 млн 740 тыс. 234 рубля. Однако позже сумма заявленных кредиторами требований к должнику, установленная в судебном порядке, выросла до 156 млн 624 тыс. 243 руб. за счёт долгов, созданных «ивановским» хлебозаводом перед «ивановскими» же фирмами-кредиторами.

Понятно, что с этого момента налоговики потеряли контроль над процедурой банкротства. Уже 29 ноября 2006 года собрание кредиторов избрало своим представителем в суде некоего Рашида Хуснутдинова, юриста, представляющего в арбитражных судах интересы нескольких «ивановских» структур. «Хуснутдиновское» собрание кредиторов обращается в Арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении ОАО «Ижевский хлебозавод № 2» процедуры конкурсного производства и получает соответствующее решение 7 декабря 2006 года.

В течение 2007 года на банкротящемся предприятии дважды меняются арбитражные управляющие, а в январе 2008-го некое ООО «Парус-Инвест» (г. Чайковский) в лице всё того же Хуснутдинова заявило ходатайство о замене стороны в порядке процессуального правопреемства. Один из долгов хлебозавода перед «ивановским» ООО «Удмуртзернопродукт» был уступлен ООО «Парус-Инвест», тоже, получается, «ивановскому». К маю 2008 года «операция» по банкротству одного из самых крупных хлебозаводов в Ижевске подошла к концу – собрание кредиторов приняло решение ходатайствовать в суде о завершении конкурсного производства.

К тому времени сумма требований в реестре кредиторов составила 164 млн 580 тыс. 262 рубля. Рассчитаться по этому долгу ввиду «недостаточности имущества должника», по мнению конкурсного управляющего, было невозможно, и 5 июня 2008 года Арбитражный суд УР принял решение о завершении конкурсного производства, прекратив все исполнительные действия в отношении имущественных взысканий с ОАО «Ижевский хлебозавод № 2». Простив всем свои долги, сейчас на территории ликвидированного хлебозавода № 2 как ни в чём не бывало работает «новый» хлебозавод Иванова - ООО «Каравай».

Иванов и группа лиц

Александр Иванов не любит публичности, в последний раз его имя попало в СМИ в 2010 году из-за действий Удмуртского УФАС, специалисты которого разбирались с ценовым сговором в хлебной отрасли. Изучив документы, антимонопольщики внесли ООО «Хлебозавод № 2» и ООО «Хлебозавод № 5» в одну «группу лиц», обнаружив, что 99,992% «второго» хлебозавода и 100% «пятого» владеет один и тот же человек – Александр Борисович Иванов. От дела со сговором «ивановские» предприятия тогда отделались «лёгким испугом». Сумма административных штрафов не превысила 3% от суммы незаконно извлечённых доходов. Но в случае с ценовым сговором хотя бы проводилось какое-то расследование. В то время как череда банкротств в хлебной отрасли, очевидно, причиняющая существенный ущерб казне, осталась фактически незамеченной.

Р. S. Корреспондент «Д» попытался найти «хлебопёка и пивовара» Александра Борисовича Иванова, чтобы услышать его версию причин перманентных банкротств на принадлежащих ему предприятиях. По одному из старых телефонов ответила пожилая женщина, оказавшаяся мамой Александра Борисовича. «Они, наверное, за границей», - сообщила она и попросила, если мы найдём её сына, передать ему, чтобы он позвонил маме. Передаём…