Талон на получение питания на детской молочной кухне №3 годовалой дочке Дмитрия Татьянина выписал педиатр. У девочки побаливает животик - слабовата система пищеварения. Четвёртый месяц подряд врач, у которой наблюдается ребёнок, продлевает талон на выдачу творожка и кефира. В последнее посещение кухни кассир предупредила Дмитрия: 21 апреля выдавать продукцию будут только «бесплатникам» - родителям, подтверждённый доход которых ниже прожиточного минимума. Остальным предлагается переходить на потребление продукции коммерческих молочных кухонь или приобретать детское питание в магазинах.

На прошлой неделе во второй половине пятницы я посетила молочную кухню № 3. Поток родителей, приходящих за бутылочками с детской молочной продукцией с кухни, не заканчивался. Я встала в очередь. В одном окошечке рассчитывали и делали отметки в месячных талончиках педиатра, во втором - выдавали наполненные маленькие бутылочки. Тут же за стеной - цех по переработке молока и производству молочной продукции. В 2013 году госзаказ по снабжению кухни молоком выиграл колхоз «Путь Ильича» из Завьяловского района. В файле у окошка кассы висел лист с ценами на продукцию: кефир (200 г) - 3 рубля 40 копеек, творог (50 граммов) - 6 рублей 60 копеек, творог (25 граммов) - 3 рубля 30 копеек.

Кассир с большим участием и сожалением сообщала родителям о предстоящем закрытии кухни, советовала звонить и обращаться к чиновникам с просьбами отменить готовящееся решение. По её сведениям, двери кухни закроются в связи с началом ремонта, средства на который обещают выделить, однако, не раньше 2014 года. Неизвестно, сколько может продлиться ещё не начатый ремонт, и вообще есть сомнения в том, что после ремонта кухню снова откроют. Родители вспоминают, как несколько лет назад также под предлогом ремонта прикрыли другую работавшую в Ижевске молочную кухню.

«Какая альтернатива предлагается родителям?» – поинтересовалась я. «Втридорога молочную продукцию для малышей продают коммерческие фирмы и детские отделы в супермаркетах, – ответила мне кассир и добавила: - К сожалению». За более подробной информацией она посоветовала обращаться по телефону к руководству молочной кухни.

Родители, стоявшие в очереди, были встревожены неприятным известием и выражали недовольство, риторически вопрошая: «А что теперь делать?» На пороге кухни меня остановила молодая мама. Дочке Ольги (так звали эту женщину) выписали талон на обслуживание на молочной кухне с 6 месяцев. У Ольги пропало молоко. Как только её девочка начала употреблять кефир и творожок с молочной кухни, стала прибавлять в весе в два раза быстрее прежнего. «Я разговариваю с другими мамами, - говорит Ольга. - У некоторых мам ребёнок в туалет не может сходить без нашего кефирчика. У других от магазинного начинают болеть животики. Не знаю, как мы обойдёмся без кухни, если её закроют. Я даже готова собирать людей и выходить на митинг». На этой ноте наша беседа завершилась.

В понедельник, когда я впервые позвонила руководству молочной кухни № 3, мне ответили, что оно как раз сейчас общается с журналистами по поводу закрытия кухни, и предложили перезвонить. Спустя полчаса со мной поговорила исполняющая обязанности заведующей молочной кухни № 3 Наталья Стикина.

«Наша молочная кухня введена в эксплуатацию в 1982 году, и с тех пор её ремонтировали всего один раз, - рассказала и. о. заведующей молочной кухни. - Сейчас решается вопрос о проведении второго ремонта. Нам он действительно нужен. Мы не в полной мере соответствуем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Производственный цех ещё, кстати, ничего, а пункт выдачи продукции совсем обветшал».

По словам Натальи Стикиной, о решении закрыть детскую молочную кухню № 3 на капитальный ремонт с 21 апреля руководству кухни сообщили заместитель главврача и главный врач БУЗ УР «ДГКП № 8 МЗ УР». Причём все «бесплатники» продолжат получать детское питание на детской молочной кухне № 1 в городе Ижевске, а как поступить с «платниками», сейчас решается на уровне Минздрава Удмуртии, добавила Наталья Стикина.

О сроках завершения ремонта руководство детской молочной кухни № 3 не уведомлено. Тем временем обсуждение закрытия кухни идёт не только на её пороге, но и на городских форумах. Ровно 150 подписей собрали родители под заявлением с просьбой не прекращать работу молочной кухни при БУЗ УР «ДГКБ № 8 МЗ УР», расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Молодёжная, 22. «Могли бы и больше, - рассказывает мама Кристина Костарная. - Но хотелось быстрее отнести письмо чиновникам». По её словам, 150 подписей - это четверть от количества обслуживаемых на кухне семей.

«Основная активность по сбору подписей и информирование молодых родителей развернулись на форумах. Также под стеклом окошечка на самой молочной кухне мы оставили листы для сбора подписей, и многие родители, приходящие на молочную кухню, оставляли там свои подписи, - говорит Кристина Костарная. - Нам помогали сотрудники молочной кухни - кассир и раздатчица, которые рассказывали родителям о предстоящем закрытии и оповещали их о том, что на листах можно оставить свои подписи».

Это заявление родители отправили в адрес министра здравоохранения Удмуртии Владимира Музлова, главы администрации Ижевска Дениса Агашина и главы администрации Устиновского района г. Ижевска Игоря Утробина. «Продукцией молочной кухни пользуется огромное количество детей, в том числе из многодетных и малообеспеченных семей. Качество продукции не вызывает никаких сомнений, чего не сказать о тех молочных продуктах, которые имеются в продаже в розничных сетях. Продукцию молочной кухни употребляет огромное количество детей с восьмимесячного возраста. В их числе не только те, кто проживает в Устиновском районе г. Ижевска», - пишут родители в обращении.

Позиция Минздрава

«У нас же всегда так: слышал звон, да не знаю, где он. Неверная информация до вас дошла. Ремонт детской молочной кухни № 3 при детской городской клинической больнице запланирован давно, но о точных сроках пока речи не было, - прокомментировала ситуацию заместитель министра здравоохранения Удмуртии Людмила Гузнищева. - Вопросы о ремонте и реконструкции кухни были недавно подняты в Минздраве в связи с наступлением весны, которая ярче других времён года говорит о необходимости капитального ремонта. Отсюда, наверное, и волна слухов. Но, повторюсь, пока у нас нет предписаний к началу ремонта, не составлена смета, не обговорены все моменты, дата начала ремонта и срок окончания его не определены. Мне неизвестно, откуда взялась такая дата - 21 апреля».

Об окончательных сроках начала и завершения ремонта, по словам Людмилы Гузнищевой, Министерство здравоохранения УР сообщит в апреле. «Мы обязательно известим и родителей, и общественность, и СМИ», - заверила она.

Как добавила заместитель министра, ремонт не начнётся до тех пор, пока не будет полной уверенности в том, что мощностей единственной оставшейся открытой детской молочной кухни № 1 на улице Горького хватит, чтобы обслуживать родителей со всего города, в том числе перекинутых с молочной кухни № 3.

- Может быть, речь идёт об ограничении категорий получателей? - спросила я. – На молочной кухне говорят о том, что во время ремонта льготная категория граждан - малообеспеченные семьи, так называемые «бесплатники», - сохранит своё право на бесплатное получение продукции, а «платники» будут вынуждены искать альтернативные варианты.

- Нет. Не было таких разговоров и решений. Как можно в здании, где ведётся ремонт, готовить пищевую продукцию для одной категории граждан и не готовить её для другой категории граждан? Если мы закроем кухню, то и для тех, и для других. Между нами говоря, молочные кухни - вчерашний день, - вдруг неожиданно сказала Людмила Гузнищева. - В магазинах сегодня выбор велик, некоторая продукция даже более обогащена полезными веществами, чем продукция с молочной кухни, есть и продукция, которая лучше по качеству. Но, видимо, у наших родителей с советским менталитетом всё ещё есть предубеждение в том, что детское питание с молочной кухни - самое лучшее.

- Может ли одна кухня обслуживать целый город?

- Да. Молочная кухня № 1 была реконструирована 4 года назад. Она в разы больше кухни № 3, там установлено новое оборудование. Мощности позволяют производить до 5 тысяч порций в смену. И этого достаточно. Вопрос детского питания - вопрос щепетильный, и родители всегда остро реагируют по таким вопросам. Во всяком случае, никто из прежних получателей без продукции не останется, - пообещала Людмила Гузнищева.

Выслушав позицию представителя Минздрава, тем не менее я так и не поняла, а в чём, собственно, необходимость закрытия молочной кухни, помимо ремонта? Что плохого в её существовании? Почему, если молочные кухни процветали в Советском союзе, их принято считать пережитком прошлого? И можно ли хоронить положительный опыт ради «сэкономленных» строк бюджета? Что может быть обогащённее и качественнее цельного молока от деревенской коровы? Положим, что может. Но руководствуясь чем, родители должны выискивать эту продукцию, перебирая десятки вариантов с полок супермаркетов, которые к тому же минимум втрое дороже?


Редакция «Д» предлагает всем,
кого волнует тема закрытия молочных кухонь,
сообщить свои контактные данные
по тел.: 78-77-95, 78-20-05
или по эл. почте editorday@ya.ru