Понятно, что воруют, но как? Сознательно не буду упоминать в этом материале никаких имён, не стоит лишний раз удивляться, как это на обычную зарплату они могут построить очередной коттедж-дворец или виллу в Испании. Попробуем описать сам процесс перетекания денег из бюджета в личные карманы, минуя сами дороги.

Итак. Мы имеем вечную проблему. Но, как говорят, кому война, а кому мать родна. И эта забота – постоянный повод просить деньги в Москве. Поэтому доблесть руководства нашего региона заключается уже не в том, сколько дорог, подчеркиваю – хороших дорог, построили, а в том, сколько денег выклянчили в столице. Наконец, в Москве региону что-то подали. Глава региона и его окружение где можно и где нельзя начинают гордиться своим достижением в области попрошайничества, а автомобилисты в очередной раз верить в ровные дороги.

Строители дорог, работающие в разных автодорах, в общем-то, нормальные люди, профессионалы своего дела, тоже надеются на эти деньги и начинают строить свои производственные планы. И вот руководители этих автодоров, услышав об очередной «победе» главы региона, бегут к нему и с мольбой в глазах просят денег. Мол, пока зима, щебень в два раза дешевле, ж/д тариф низкий, платформы свободны, бери – не хочу, битум (отличный битум!) дают даром! При этом с блеском в глазах обещают: да, если сейчас всё закупим, в мае к ремонту приступим и осенью всё закончим! Всё по технологии! Дороги будут не хуже, чем в Европе, да чего уж там, лучше, чем в Ницце!

Однако после визита в администрацию они возвращаются мрачные и грустные, потому как им там скажут, что планы, сметы и титулы по строительству и ремонту дорог ещё не готовы да и денег ещё нет, отстаньте! Если кто-то верит в то, что глава региона не знает, что щебень, песок и битум зимой в два раза дешевле, тот безнадёжно наивный человек. Потому что как раз в это время некие приспешники главы начинают развивать бурную деятельность.

Небольшое отступление: как правило, приближённые главы, включая руководителей-мажоров, имеют в подчинении разные «левые» ООО, в штате которых директор, бухгалтер, шофер и уборщица. И вот в это время, когда наивные руководители автодоров несолоно хлебавши понуро возвращаются из администрации в свои кабинеты, «левые» ООО, часто за бюджетные деньги, закупают по дешёвке битум и везут его, тут догадаться не сложно куда, в хранилища, принадлежащие этим же автодорам.

Руководители автодоров начинают возмущаться, мол, давайте платите хотя бы аренду! Но в администрации не спят, начальникам тут же строго погрозят пальчиком, напомнят им, что хранилище - это собственность региона, а они на этой должности по распоряжению главы. В результате хранилища автодоров аккурат к весне заполняются под завязку чужим битумом, дешёвым, к тому же ещё и некачественным. То же самое происходит со щебнем, песком и другими нерудными материалами, да и с соляркой тоже.

Ну а в апреле, кто не знает, начинает таять снег. Появляется асфальт, а на нём ямы. Автомобилисты возмущаются, власти в благородном порыве принимают меры – «строят» руководство автодоров. Последние в свою очередь оправдываются - денег нет, строительные титулы не утверждены… Но глава региона - руководитель твёрдый, и разговор у него короткий – чего хотите, но чтоб «вчера» приступили к ямочному ремонту.

Делать нечего, начальники вынужденно идут на поклон к «левому» ООО, мол, дайте взаймы битум. Ребята из ООО проблемы государства знают не понаслышке, с радостью соглашаются: берите, сколько надо! Тогда наивные люди из автодоров: давайте счёт на оплату. А в ООО по-простецки отвечают: берите, потом сочтёмся. Ну а летом, когда цена на битум возрастает в два раза и более, ООО выставляет автодорам счёт за этот несчастный битум, использованный при ямочном ремонте, следите за руками - по летним ценам! Разница, и существенная, понятно, оседает в кармане мажоров из ООО.

Как известно, после весны наступает лето, а с ним начинается ремонт и строительство дорог уже по летним ценам. Автодоры рады бы поискать, где подешевле, ведь при оплате «живыми» деньгами можно получить хорошие скидки на тот же щебень и битум. Но… денег нет ни в мае, ни в июне, ни в июле. Если они появляются в августе, то это можно принимать как счастье.

Но если особо наивный руководитель одного из автодоров по своей инициативе вдруг начнёт не на шутку искать материалы, где получше и подешевле, то ему тут же из администрации напомнят, по чьей милости он стал начальником, а ещё не забудут указать, у кого надо брать материалы.

В такой ситуации автодорам остаётся одно – скрепя зубами идти к мажорам в их сомнительные ООО и брать у них материалы по их ценам. Если кто-то окажется недовольным, то объективность цен подтвердит, оглядываясь на администрацию региона, местный Минстрой. Там с честными глазами со вздохом скажут: что поделаешь, лето, все строятся, щебень подорожал в два раза, ж/д тариф поднялся, платформ свободных нет…

Итог проще некуда: у ООО – «вершки» на десятки и сотни миллионов, у автодоров, в основном принадлежащих государству, – корешки, т. е. убытки на те же миллионы, а у автомобилистов разбитые подвески их авто.

Вот примерно так, никого не обманывая, всего-то лишь занимаясь передёргиванием карт в экономике региона, для тех, кто у власти, обычный речной песок становится золотым, а щебень превращается в алмазы. Это вам не по «карманам тырить», когда за шоколадку врача могут объявить коррупционером. Наши чиновники хорошо усвоили законы рынка и успешно извлекают многомиллионные доходы, используя государственную машину с выгодой для себя на сезонной разнице цен, находясь в правовом поле. Если это не коррупция, то что же это?

При такой схеме впаривания автодорам некачественных материалов по максимальным летним ценам о каком качестве дорог можно говорить! В дороги идёт некачественный материал, коллективы автодоров трясёт, летом приходится набирать людей где придётся, специалисты не держатся, поэтому технология - как бог на душу положит. И ломать нынешнюю систему строительства дорог никто не хочет.

А почему? Ну чего тут не понять: дороги же у нас плохие. Москва денег дала? Дала. И на следующий год опять подбросит (куда она денется), ремонт дорог – это же государственная проблема! Так зачем главе региона ломать эти схемы, если чиновникам от автодорог надо ещё построить на Лазурном берегу очередную виллу?

Мат на дорогах, как и выборы, кому они страшны? Ведь главу региона «выбирают» в Москве, если кто ещё не знает. Вот такой круговорот денег в России – из бюджета в карманы чиновников.

И в заключение: в каждой отрасли, в каждой ветви власти есть умные люди и не очень умные. Умные люди, обличённые властью, кормятся от автодорог достаточно давно, это мы видим по состоянию наших дорог. Но я всё не могу понять, почему умные люди из правоохранительных органов не видят этих напёрсточников в дорожной отрасли? Или это государственная стратегия? Ведь на дворе опять весна, и вроде бы есть возможность работать по закону, а не по команде «Фас!».