Всего в ближайшие три недели в Ижевске полностью прекратят работу две из шести бань ООО «Производственный трест банно-прачечного хозяйства» (бывший МУП администрации Ижевска «ПТ БПХ»). Уже назначены даты: в бане № 4 в окрестностях торгового центра «Медведь» с 1 мая закрывается общее отделение, с 5 мая – номера. В бане № 7 в Металлурге с 28 апреля весь коллектив будет уволен «по собственному желанию».

В столице Удмуртии ООО «ПТ БПХ» создано в ноябре 2012 года. Учредитель фирмы, администрация Ижевска, в такой форме приватизировала муниципальный трест. Закон позволяет реорганизовать МУП в общество с ограниченной ответственностью, но лишь в виде исключения – как правило, владеть ООО муниципалитетам не разрешается. Этот тип организаций традиционно ассоциируется с непубличной, сугубо частной коммерцией. Тем оно и обернулось.

Вместе со всем имущественным комплексом МУП, оцененным чиновниками в 947,3 млн рублей балансовой стоимости, ООО «ПТ БПХ» завладело и земельными участками городских бань. Ровно через месяц после регистрации в Минюсте, 14 декабря 2012 года, администрация Ижевска выдала собственной фирме разрешение на строительство, 17 декабря директор ООО «ПТ БПХ» Константин Шаимов утвердил проектную декларацию, и еще до Нового года на ул. 40 лет ВЛКСМ началось строительство 1-й секции 18-этажного жилого комплекса «Авентино».

Сейчас там уже возведено 13 этажей монолитного каркаса и начата кирпичная кладка. Какие-то стройматериалы складируются в соседнем дворике бани № 4, в холле которой уже повесили объявления о предстоящем закрытии. «Всем, кто ко мне подходит с вопросами об этом, я рекомендую с транспарантами – и к администрации, - поделилась одна из сотрудниц учреждения. – До 1 мая работает общее отделение, до 5 мая работают номера, потом всё. Здесь будет жилой дом. Баню снесут. Мы все переводимся в 3-ю, а так предлагают кого куда, увольняются тоже». Судя по скорости, с которой документы агашинского ООО «ПТ БПХ» проходят согласования в агашинской же администрации, развернуть строительство 2-й секции ЖК «Авентино» на месте снесённой бани «муниципальные коммерсанты» способны в течение четырёх-пяти недель.

Функции технического заказчика и генерального подрядчика стройки переданы ООО «Уралдомстрой», с недавних пор тесно связанного с ООО «ПТ БПХ». Во-первых, главный офис продаж квартир этой компании расположен в десяти метрах от кабинета гендиректора банного треста Константина Шаимова (ул. Красногеройская, 14, 2-й этаж, «Уралдомстрой» - прямо, приёмная ПТ БПХ - направо). Во-вторых, что гораздо важнее, гендиректор ООО «Уралдомстрой» Алексей Чулкин – ещё и депутат от «Единой России» в Гордуме Ижевска, назначенный в совет директоров ООО «ПТ БПХ» одновременно с его приватизацией в сентябре 2012 года. Вторым членом совета директоров приватизированного ООО «ПТ БПХ» «от Гордумы» стал депутат-«единоросс» Антон Орлов, директор ООО «Группа предприятий «Вест-снаб», партнёр Чулкина по бизнесу.

Представителями администрации Ижевска в директорате банного треста стали заместитель сити-менеджера Дениса Агашина Сергей Климов и заместитель начальника управления имущественных отношений администрации Ижевска Степан Корепанов-Камский. Через запятую со всеми этими людьми неофициально перечисляют бывшего начальника управления благоустройства и транспорта администрации Ижевска (УБиТ) Алексея Закурдаева, который сейчас работает не то советником, не то заместителем директора в ООО «Уралдомстрой».

Экс-руководителя УБиТ Закурдаева арестовали в мае 2007 года по подозрению в получении «откатов» с муниципальных заказов на дорожную технику, расходные материалы, разметку и благоустройство. В сентябре 2008 года он был приговорен по ч. 4 ст. 290 УК РФ к 7 годам строгого режима, в декабре 2008-го провалил в Верховном суде УР кассацию и лишь в феврале 2012 года вышел на свободу по УДО. Сегодня, в апреле 2013-го, секретарь приёмной ООО «Уралдомстрой» хорошо знает «Алексея Владимировича? Закурдаева?» и соединяет с ним в одно касание. Правда, после обеда в будни на этой неделе все трое – Закурдаев, Чулкин и Шаимов – хронически отсутствовали на рабочем месте.

Таким образом, получить официальные комментарии на тему закрытия бань и строительства коммерческого жилья ООО «ПТ БПХ» пока не удаётся. В частном порядке консультанты одного из крупных агентств недвижимости Ижевска сообщают, что «согласно прайсу, пришедшему на этой неделе», цена 1-комнатных квартир площадью 35 кв. метров в ЖК «Авентино» начинается от 1,55 млн рублей (44,3 тыс. руб./кв. м) – в первом приближении это дороже, чем продавалось жильё в новостройках Ижевска в среднем в 2012 году (41,7 тыс. руб./кв. м).

В программе президента Удмуртии Александра Волкова «Жильё молодым семьям», судя по документам Минстроя УР, единственная пока начатая секция «Авентино» тоже не участвует. По грубым подсчётам, при такой цене квадратного метра и общей площади квартир 4422,4 кв. м сумма выручки от коммерческих продаж должна составить около 200 млн рублей. Официальная же стоимость строительства, указанная в проектной декларации дома, - 154,3 млн рублей. Таков масштаб бизнес-инициативы Треста банно-прачечного хозяйства, принадлежащего администрации Ижевска. И реализуется она через систему ООО, аффилированных друг с другом и с властью, что, конечно, сильно затрудняет публичный контроль за ходом работ и сметой.

Когда речь заходит о таких деньгах, пресловутыми интересами трудового коллектива пренебрегают. Как рассказала корреспонденту «Д» сотрудница другой городской бани – № 7 (Металлург), к середине апреля все её работники успели по требованию начальства положить на стол заявления об увольнении по собственному желанию. «Две уборщицы, два банщика, два администратора, гардероб, - перечисляет она на пальцах служащих смены. - Мы все уже уволены с 28 апреля, точно я не знаю, может быть, десять, пятнадцать человек». Есть сведения, что баня № 7 якобы закрывается не «насовсем», а «на реконструкцию». Впрочем, самим работникам, которым никто не удосужился что-либо объяснить, это неизвестно да и неинтересно уже.

Две из шести – это 1/3 бань ООО «ПТ БПХ» администрации Ижевска, которому по условиям приватизации предписывалось в обязательном порядке «сохранить виды деятельности, определенные Уставом, на 5 лет». Это первое, с чего правоохранительным органам следует начать проверку «муниципальных бизнесменов».
Если администрация Ижевска создает банно-прачечный трест, должен ли он содержать городские бани или сносить их, чтобы строить жильё для продажи по рыночным ценам? Первый вопрос - к прокуратуре Удмуртской Республики.

Если администрация Ижевска создает коммерческое предприятие, вошедшее на общий рынок столичной недвижимости, то заинтересована ли она в успехе собственного бизнеса? Будут ли чиновники любить ООО «ПТ БПХ» больше, чем других застройщиков, и создавать ему особые условия при сотрудничестве? Как это соотносится с идеей добросовестной конкуренции? Второй вопрос – к УФАС по Удмуртии.

Если объект застройщика ООО «ПТ БПХ», строящийся вне рамок муниципального заказа, действительно стоит свыше 150 млн рублей, то чьими деньгами рискует принадлежащее администрации Ижевска предприятие? О чём в точности договорились письменно и устно Шаимов, Чулкин, Орлов и Закурдаев между собой и с подчинёнными сити-менеджера Дениса Агашина? Кто и как там поделит прибыль, а в случае неудачи – убытки? Третий вопрос – к СК и МВД по УР.

Редакция «Д» направит соответствующие обращения в эти инстанции и передаст ответы читателям. От реакции правоохранительных органов на «агашинскую» волну приватизации сейчас многое зависит: бывший МУП «ПТ БПХ» - это только первый из двух крупнейших ижевских МУПов, внесенных по инициативе администрации сити-менеджера Агашина в перечень приватизации городской собственности на 2012 год.

Второе из этих предприятий называется МУП города Ижевска «Ижводоканал». По словам Агашина, преобразовать его в акционерное общество он рассчитывает до конца текущего, 2013 года. И если ОАО «ИВК» вслед за банным трестом обложит болтами своё хозяйство и начнёт строить на муниципальной земле жильё, торговый центр или офисы, столица Удмуртии затоскует по временам, когда при осуществлении серых схем ижевские чиновники из приличия хотя бы иногда покидали собственные кабинеты.