На третий день забастовки, 4 апреля, корреспондент «Д» побывала на двух «протестующих» участках. Сначала к 9 часам утра отправилась в ДГКП № 8 на участок врача-педиатра Ольги Барышниковой. Здесь, несмотря на небольшие очереди в соседние «небастующие» кабинеты педиатров и на огромные очереди к небастующим врачам в соседнем крыле и на других этажах больницы, у двери кабинета Ольги Барышниковой, как ни странно, не было ни души. Спустя несколько минут ожидания из кабинета врача вышла сотрудница с кипой бумаг, которая сообщила, что у Барышниковой – проверка. Речь шла об исполнении одного из предъявляемых участниками забастовки требований – ведении хронометража.

Сначала я решила, что руководство поликлиники, возможно, организовало перехват детей и что пациентов с участка Барышниковой принимает кто-то ещё. Но такая версия отпала после звонка педиатру. Ольга сообщила, что с утра вела «здоровый» приём, на который приходят только здоровые дети по предварительной записи. Не в самом начале приёма, а, видимо, когда я уже покинула поликлинику, пациенты стали подтягиваться. Кроме того, в настоящее время отмечается заметный спад простудных заболеваний.

В конце дня я отправилась в ДГКП № 9 на участок врача-педиатра Элины Останиной. В этот вечер она также вела «здоровый» приём. В 17 часов, ещё до начала приёма, здесь в очереди было около пяти малышей с мамами, бабушками, грудничка принесла молодая пара. Кто-то ожидал в «живой» очереди, кто-то подходил на приём по электронной записи. Разговорилась с родителями. Большинство из них вообще ничего не слышали о забастовке врачей или слышали что-то краем уха и не уверены, о наших ли педиатрах шла речь.

Не подтвердилась и версия об огромных очередях, потому что многие родители были информированы о забастовке и предпочли на это время воздержаться от встреч с педиатром. У молодого отца, ожидавшего выхода супруги с двухмесячным младенцем, я спросила, ощущает ли он, что время приёма увеличилось. «Заметно ощущается», - ответил он.

Пациентов - детей и родителей - я попросила рассказать что-нибудь об их педиатре. Дабы подтвердить или развеять высказывания министра здравоохранения Музлова о том, что забастовщицы - «самые нерадивые сотрудники отделений» и «что очереди выстраиваются из их родственников».

«Мы переехали в Ижевск всего полтора года назад, и сразу же с нами случилась беда: высыпала сыпь, повысилась температура, - рассказывает бабушка 8-летнего Ромы. - Элина Николаевна ещё ничего о нас не знала, когда мы впервые ей позвонили. Поразило тогда, с каким вниманием она к нам отнеслась. И все эти полтора года она так же внимательно относится к нашему здоровью. Замечательный врач!»

«Она красиво говорит и сама красивая, - подумав, сказал Рома. - Хорошие у нас с ней отношения».

«Мы наблюдаемся у Элины Останиной с рождения дочери, - рассказывает мама 4-летней Марины. - Очень довольны. Врач опытный, чуткий, внимательный. Одни только добрые слова можем сказать о ней. Про забастовку слышала тоже только краем уха. Думаю, что раз бастуют, значит чиновникам действительно стоит прислушаться к выдвигаемым требованиям, способствовать соблюдению норм труда, достойно оплачивать этот нелёгкий труд. Забастовку, в которой участвует наша Элина Николаевна, поддерживаю. Раз бастуют, значит накипело».

После того как Марина с мамой вышли из кабинета, мама рассказала об ощущениях от приёма. «Чувствуется, что время приёма увеличилось, - отметила женщина. - Можно успеть сориентироваться, чтобы задать какие-то дополнительные вопросы. Если бы нас приняли в течение пяти минут, я бы опять забыла спросить про наблюдение у узких специалистов».

Администрации больниц настороженно относятся к проходящей в их учреждениях «итальянской» забастовке (работе строго по инструкции). И если в ДГКП № 8 обстановку и внутреннюю атмосферу ещё можно назвать относительно спокойной, то в 9-й поликлинике завязалась почти «партизанская» война.

«Каждый день руководство спрашивает нас, когда мы уже завершим забастовку, - говорит Ольга Барышникова, педиатр ДГКП № 8. – Ведётся хронометраж. Меня проверяли статисты, завотделом и даже замглавврача. Иногда придираются. Вчера, к примеру, зашла медсестра, спросила что-то по мелочи. Записали: отвлечение на посторонние разговоры, 1 минута».

На другом «бастующем» участке врача Людмилы Шаровой 4 апреля заведующая отделением фактически подогрела конфликт между педиатром и пациентом, убедив написать заявление о том, что врач Шарова её не принимает. По невнимательности медсестра, работающая с Шаровой в паре, не пригласила пациентку в кабинет к назначенному по записи времени. Мама возмутилась. Медсестра вспылила в ответ и послала родительницу для выяснения обстоятельств к заведующей. Заведующая, недолго думая, предложила написать жалобу на врача. После мама рассказала, что вовсе не хотела писать жалобу, но после долгих упрашиваний завотделением сделала это.

По сравнению с тем, что творится в ДГКП № 9, жалоба родительницы на доктора Шарову из ДГКП № 8 – пустяки. По рассказам бастующих врачей из 9-й поликлиники, не раз представители администрации больницы отлавливали врачей в коридоре и заводили с ними беседы о перспективах продвижения по службе – их личных и членов их семей, а точнее, об отсутствии таковых после участия в забастовке.

«Довольно цинично ведётся хронометраж, - рассказывает Элина Останина. - Ответ на звонок из регистратуры, например, учитывается как посторонний разговор. Вчера ко мне зашёл ребёнок, стал разглядывать картину и спросил, что на ней изображено. Я объяснила мальчику - посторонние разговоры, 3 минуты! Пока я хожу по вызовам, замглавврача Кузнецова и её помощники, старшие медсёстры, врываются в регистратуру и ко мне в кабинет и изымают карты моих пациентов. В течение какого-то времени что-то там выискивают и возвращают на место. Об этом мне рассказывают коллеги. В то время пока я осматриваю пациентов на участке, человеку, прикреплённому ко мне для проведения хронометража, беспрерывно звонят из регистратуры, спрашивают, по какому адресу я нахожусь, сколько времени уделяю одному пациенту, сколько у меня вызовов в целом. Та же замглавврача Кузнецова, когда у меня скапливается очередь, открывает параллельный приём в соседнем кабинете. Я впервые в жизни участвую в забастовке. Мне кажется, что самое плохое начнётся после, так как руководство задалось целью собрать компромат».

В связи с тем, что министр здравоохранения Удмуртии Владимир Музлов отказался сесть за стол переговоров с педиатрами, профсоюзом «Действие» было принято решение о продлении забастовки в двух поликлиниках Ижевска на неопределённый срок. Участники акции решили начать голодовку протеста с 15 апреля, в случае если до этого дня чиновники здравоохранения продолжат игнорировать требования бастующих педиатров и не прекратят «репрессии» по отношению к ним.

Замминистра здравоохранения Удмуртии Людмила Гузнищева изложила своё мнение по поводу забастовки ижевских педиатров в разговоре с корреспондентом «Д». Она считает, что глобальных проблем в здравоохранении Удмуртии на сегодня нет и зарплата за январь текущего года непоказательна: в этом месяце меньше обычного рабочих дней, поэтому зарплата врачей в январе была невелика. Февраль же, по словам замминистра, показал, что дополнительные выплаты участковых педиатров и их зарплаты соответственно значительно возросли по сравнению с февралём прошлого года.

«Зарплата в 2013 году не может уменьшиться, – говорит Людмила Гузнищева, – так как помимо «путинских» надбавок больница и сам педиатр ещё дополнительно получают оплату с каждого обслуженного пациента. Я сама была педиатром и не понаслышке знаю, что это такое. Чтобы лечить детей, нужно любить их, а не о нормативах думать. 15 минут на обслуживание одного ребёнка – такие нормативы нигде не прописаны. Педиатр своих детей знает как свои пять пальцев. Знает, кому 15 и 20 минут посвятить, а кому и пяти минут достаточно. А что с ребёнком делать 15 минут, если он совершенно здоров?»

«К сегодняшнему дню все требования забастовщиков, зависящие от полномочий субъекта РФ, выполнены, - считает замминистра. – Понятно, что всем медицинским работникам хочется повышения зарплаты, но есть указ президента России по постепенному увеличению заработных плат. И когда он вступит в силу, думаю, все проблемы разрешатся».