Зарплата водителя трамвая в Ижевске складывается из почасовой тарифной ставки, премии и надбавок – за ночные часы, за разрывный график работы, за выслугу лет и т. д. По словам сотрудницы ИжГЭТ с 30-летним стажем Галины Беркутовой, в 2009 году размер премии был понижен с 50 до 35 процентов, а некоторое время спустя премию стали определять исходя из голой тарифной ставки до начисления всех надбавок. Уже при новом гендиректоре Андрее Батове состоялся последний, и, может быть, самый обидный акт «экономии»: с начала 2012 года у транспортников отняли безусловное право на бесплатный проезд.

Сотрудники ИжГЭТ пользовались этой льготой еще с советских времен. Новое руководство ввело новые служебные удостоверения для членов профсоюза, привязав к удостоверению право на бесплатный проезд. Сотрудники ИжГорЭлектроТранса, не входящие в профсоюз и имеющие только служебный пропуск, с
1 февраля 2012 года право на бесплатный проезд потеряли.

Водитель с 30-летним стажем Галина Беркутова в борьбе с новыми порядками на родном предприятии дошла до Верховного суда Удмуртии.


«Профсоюз нам ничего не дает и наши интересы не защищает, - пояснила произошедшее водитель Галина Беркутова. – Когда про бесплатный проезд до меня дошло известие, я пришла к самому Батову. Он так и говорит – все из профсоюза пошли, и профсоюз принял такое решение, чтобы заинтересовать работников». К декабрю 2012 года, по сведениям профсоюзной организации МУП «ИжГорЭлектроТранс», в нем состояли уже 97,3 процента сотрудников предприятия, не захотевших покупать проездные за 1,5 тыс. рублей в месяц на общих условиях.

В мае 2012 года Галина Беркутова обратилась в Первомайский районный суд Ижевска. В своем исковом заявлении она потребовала устранить дискриминацию водителей по признаку членства в профсоюзной организации, а кроме того – взыскать с ИжГЭТ свыше 180 тыс. рублей зарплаты, по ее мнению, недоплаченной за несколько лет в результате неправильного расчета. Беркутова указывала на то, что он не соответствовал правилам Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской общественный транспорт», членом которого ИжГорЭлектроТранс является с февраля 2008 года.

Судья Андрей Созонов отказался рассматривать исковые требования по бесплатному проезду. 23 мая 2012 года он вынес определение о том, что водитель Галина Беркутова не имеет права выступать в защиту интересов широкого круга коллег, пострадавших от отмены льготы. В то же время требования о взыскании недоначисленной зарплаты были приняты к рассмотрению.

В ходе судебного процесса выяснилось, что, несмотря на членство в ОООР «ГЭТ», ижевское предприятие городского электрического транспорта не обязано и не намерено исполнять требования, которые федеральное объединение предъявляет к отношениям работников и работодателей в этой отрасли. Представители ИжГЭТ предоставили суду копию письма гендиректора Игоря Гликмана, которым он в мае 2008 года уведомил ОООР «ГЭТ» о невозможности исполнения отраслевого тарифного соглашения в Ижевске.

«Проект соглашения содержит дополнительный объем гарантий по сравнению с действующим трудовым законодательством для работников в области оплаты труда, исполнение которых невозможно в силу крайне сложного финансового положения транспортных предприятий, - писал Игорь Гликман. – Право на установление указанных доплат предлагаем предоставить работодателю исходя из его финансовых возможностей в порядке, устанавливаемом работодателем с учетом мнения профкома».

Излишне обременительными руководитель ИжГЭТ счел предложенные соотношения тарифной ставки и премии, повышенную оплату сверхурочных, дополнительные ежегодные вознаграждения и оплачиваемые отпуска. При этом ссылаясь по каждому из пунктов на «недофинансирование и убыточность хозяйственной деятельности». «Считаю, что отраслевое соглашение должно устанавливать лишь общие условия оплаты труда, а не конкретные размеры выплат, надбавок, компенсаций и льгот, которые должны устанавливаться работникам отрасли исходя из финансового положения каждого предприятия и им самостоятельно», - говорилось в письме Гликмана к руководству ОООР «Городской электрический транспорт».

Суд счел процедуру отказа ИжГЭТ от отраслевого тарифного соглашения соблюденной, а сам ИжГЭТ, соответственно, свободным от условий, установленных этим соглашением с 1 января 2009 года. Присовокупив к этому формальные основания (пропуск срока обращения в суд), суд отказал Галине Беркутовой в иске в полном объеме.

Тем не менее на следующей неделе судебное разбирательство продолжится в вышестоящей инстанции. С апелляциями на отказы Первомайского районного суда Ижевска Галина Беркутова обратилась в коллегию по гражданским делам Верховного суда УР.