Ужесточение законодательства, регулирующего порядок проведения акций протеста, прошло в 2012 году по всей стране, между тем в различных регионах ущемление конституционных прав граждан проходило по-разному. Власти Удмуртии, натерпевшиеся за последние 8 лет от митингов и демонстраций, наверное, больше всех остальных, восприняли делегированные Москвой права явно как индульгенцию. В результате принятия Закона УР N 71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики» в число мест, запрещённых для проведения публичных мероприятий, попали все территории, прилегающие к зданиям, где располагаются органы государственной власти и местного самоуправления.

Заложники бюрократии

Подписав 20 декабря этот запретный закон, президент УР Александр Волков создал себе и всем своим подчинённым тепличные условия в точном соответствии с известной пословицей: с глаз долой – из сердца вон. Для публичного выражения общественного мнения гражданам в каждом городе и райцентре решением Правительства УР выделили специально отведённые места, фактически резервации, выход за границы которых карается значительными суммами административных штрафов. С момента принятия поправок в законодательство о публичных мероприятиях в столице Удмуртии, где с января 2005 года прошли десятки массовых акций протеста, не было проведено ещё ни одного крупного митинга. Однако это затишье рано или поздно должно закончиться. По мнению руководства регионального отделения «Патриотов», граждане и полиция не должны становиться заложниками коррумпированных бюрократов, которые надеются обеспечить себе спокойствие и стабильность не с помощью социальной политики, а административными методами. Судебные иски за отмену наиболее одиозных ограничений порядка проведения публичных мероприятий призваны снизить уровень конфликтности при проведении митингов и демонстраций в ближайшем будущем.

Закон применён

Все необходимые для обращения в судебные инстанции формальные доказательства применения «драконовских» норм удмуртского закона уже получены. Ещё в середине февраля «Патриоты» в лице руководителя регионального отделения партии Сергея Щукина подали уведомления на проведение 2 марта трёх митингов у зданий органов государственной власти и местного самоуправления. Публичные мероприятия должны были состояться с небольшим временным разрывом сначала у администрации
г. Ижевска, затем у резиденции президента Удмуртии, после чего завершиться у здания Государственного Совета УР. Во всех трёх случаях в проведении митингов в данных местах было отказано со ссылкой на запрет, введённый новым «удмуртским» законом.

Таким образом, факт применения закона, ущемляющего конституционные права граждан, зафиксирован документально. Конституция и федеральный закон не предусматривают запретов на проведение митингов и демонстраций вблизи зданий, где располагаются органы власти, кроме того, за несколько лет массовых акций протеста в Ижевске, проходивших в непосредственной близости от таких зданий, не зафиксировано ни одного случая хулиганства. Единственный случай неумышленного причинения вреда имел место в конце 2004 года на митинге КПРФ, когда под давлением массы народа треснуло стекло на входе в здание Госсовета УР. Других повреждений казённых зданий в столице Удмуртии не случалось, а все инциденты, происходившие время от времени при проведении публичных мероприятий «ПАТРИОТОВ РОССИИ», явно провоцировались окружением президента УР с целью склонить организаторов публичных мероприятий к нарушению закона.

Во все инстанции

Первое заявление, которое подано «Патриотами» в суд общей юрисдикции, оспаривает законность отказов администрации г. Ижевска проводить митинги 2 марта 2013 года на территориях, прилегающих к органам власти, оно будет направлено по месту нахождения заинтересованного лица - в Октябрьский районный суд г. Ижевска. Второе обращение, касающееся законности норм самого республиканского закона, на который ссылаются в своих отказах муниципальные чиновники, будет направлено в Конституционный суд Российской Федерации с просьбой рассмотреть эти спорные нормы на соответствие их Конституции РФ.

«Мы отталкиваемся от конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Статья 31 Конституции РФ не предусматривает каких-либо других ограничений, кроме мирного характера публичных акций», - говорит представитель «Патриотов» в суде адвокат Олег Юськин. По словам адвоката, «в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, в случае если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия».

В региональном отделении «Патриотов» надеются, что уже к осени этого года судебная система отреагирует на заявленные инициативы и скорректирует перегибы удмуртских законодателей.