Обсудить выдвигаемые требования в тот день собралось около двух сотен водителей. Тогда же решили: для того чтобы быть услышанными, нужна крайняя мера – день «глухого мотора». За предстоящую неделю инициативная группа таксистов совместно с профсоюзом водителей такси намеревались оповестить всех таксистов Ижевска о том, что 18 февраля, в день, объявленный для забастовки, с улиц города должны исчезнуть все «шашечки». Штрейкбрехеров задумывалось вычислять и наказывать по всей строгости: изымать «шашки» и таксометр.

В назначенный день, понедельник, 18 февраля, в 10 часов утра на стоянке возле ТЦ «Талисман» собралось порядка пятидесяти извозчиков. По оценкам собравшихся, в забастовке приняли участие около 500 человек. Те, кто вышел на массовый уличный сбор, рассредоточились после 11 часов по самым массовым стоянкам такси, чтобы вылавливать на них «джумшутов» и проводить с ними разъяснительные беседы. Остальные поддерживали акцию протеста дома, устроив себе внеплановый выходной.

Напомним, что в соответствии с подписанным в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым Федеральным законом № 69, известным как закон о такси, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси должна осуществляться исключительно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Со сменой статуса повысилась планка обязанностей таксиста и увеличились его расходы на содержание автомобиля. Водитель такси отныне обязан получить лицензию на перевозку, таксометр, цветографическую схему – на боковые поверхности автомобиля и сертифицированный опознавательный фонарь оранжевого цвета - на крышу. Закон учитывает водительский стаж – не менее трех лет. Расходы по гостехосмотру - каждые полгода, техобслуживанию и ремонту, ежедневному предрейсовому техническому осмотру транспортного средства и медосмотру водителя записаны теперь в личные статьи расходов таксиста-предпринимателя. Принятие данного закона породило множество таксистов-нелегалов, которые отказались проходить переквалификацию. Не желая увеличивать финансовое бремя, они и сегодня под видом обычных водителей платно развозят клиентов, как обычных «попутчиков».

С утреннего схода таксистов я вернулась в редакцию и сразу «села на телефон». Позвонила в три доминирующих на рынке Ижевска службы такси: 900-373, 60-60-60, 43-43-43. Все диспетчерские работали в штатном режиме. Разве что в одной из служб сразу после снятия трубки меня спросили: «Ехать собираемся?»
В итоге через шесть минут около кинотеатра в центре города меня ждали белый Renault, через 5 минут - серебристый Renault, через минуту там же красная Lada Kalina. Службы работали в обычном порядке, как будто бы и не было в городе никакой забастовки. Большинство водителей такси протест не поддержали.

Часть работающих аргументировали свой отказ от забастовки неграмотно, по их мнению, сформулированными требованиями: «Заканчивали бы с цирком, пока с головой не сели в лужу. Спешка хороша при ловле блох. Война требует хорошей подготовки». Другие воспользовались ситуацией для более лёгкой наживы. Третьи (т. н. группа нелегалов), находящиеся в открытой конфронтации с организаторами протеста, напрочь игнорировали саму идею забастовки и требования бастующих.

Надо признать, что и сама акция таксистов в Ижевске по Трудовому кодексу РФ не укладывалась в определение забастовки. Описание проблемы в обращении к администрации города и Минтрансу УР кажется очень размытым, не оформленным по канонам официального обращения. Требования, выдвинутые членами профсоюза таксистов совместно с инициативной группой, не отличаются чёткостью. К тому же, как выясняется, были направлены не по адресу.

«Мы, индивидуальные предприниматели и профсоюз водителей такси, возмущены сложившейся ситуацией в этой сфере деятельности», – написано в едином обращении к руководителям информационных служб, администрации г. Ижевска, Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР. Особое недовольство у таксистов-предпринимателей, судя по обращению, вызывают действия руководства информационных служб такси города ввиду того, что последние в одностороннем порядке устанавливают тарифы на пассажирские перевозки.
В обращении сформулировано два требования: организовать встречу таксистов с «руководителями информационных служб, представителями власти, лидерами правящих партий и заинтересованными ведомствами», прекратить заключение договоров со стороны информационных служб с водителями, не имеющих разрешений на перевозки в соответствии с федеральным законом, а также расторжение уже заключенных с нелегалами договоров в месячный срок. По сути, весь протест таксистов замкнулся в неприятии действий информационных служб (колл-центров), откуда и следует основное требование бастовавших - пересмотр руководством служб тарифов на перевозки и возврат их на уровень 2012 года. Исполнение этого требования, как казалось водителям, изменит ситуацию в их пользу.

Трудовые отношения между индивидуальным предпринимателем-таксистом и информационными службами такси Ижевска регулируются договором. Скан одного из таких договоров был выложен таксистом на ресурс городского форума. Предмет договора – оказание агентством информационных услуг по поиску клиентов индивидуальному предпринимателю. Обязанность агентства - принять заказ от клиента и передать его таксисту, информировать клиента об исполнении заказа. При принятии заказа к исполнению дальнейшую ответственность по договору несет таксист. За предоставление описанных услуг, согласно договору, таксист оплачивает колл-центру фиксированную сумму, которую диспетчеры могут изменять в одностороннем порядке.

Однако на практике инфоцентры фактически определяют всю финансовую сторону, устанавливая тарифные планы. Не хочешь ездить по спущенным сверху тарифам - таксуй «от бортиков», подбирая голосующих клиентов и разъезжая по улицам. «Люди привыкли вызывать машину, - объясняют свою информационную зависимость таксисты. – Колл-центры имеют развитую сеть, высокий сервис. Конкурировать по поиску клиентов с колл-центрами мы не способны». Очевидно, пользуясь этой зависимостью таксистов от заказов, руководство диспетчерских служб с легкостью сегодня может показать на дверь: не нравится, уходи.

Обращение забастовщиков за помощью в администрацию города и в республиканское министерство, скорее всего, не будет иметь никаких последствий. По крайней мере, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин уже высказался на этот счет. Председатель профсоюза таксистов Удмуртии Антон Ишкатов рассказал «Д» об итогах встречи с министром. «Конфликт двух предпринимательских структур. Законы рынка.
У власти нет права на вмешательство», - ответил, по его словам, г-н Гарин.

К вечеру 18 февраля организаторы забастовки признали факт ее провала. «Водители не готовы к акциям», - констатировали организаторы. Профсоюз таксистов Удмуртии сейчас в младенческом возрасте – он существует всего с 28 декабря 2012 года. В ближайших планах членов профсоюза - создание собственного информационного центра. Таксисты, выступившие 18 февраля на парковочной площади около ТЦ «Талисан», убеждены, что составить договоры с собственной диспетчерской службой можно будет на самых выгодных для водителей условиях. Планируется разработать договор фрахтования, по которому плата за перевозки и тарифы будут устанавливаться самими таксистами в момент приема оплаты по кассовому чеку. Таких обязательств, к слову, и требует упомянутый закон о такси. Однако неизвестно, выдержит ли такое сообщество рыночную конкуренцию с другими таксистами.

Цены на бензин, увеличенные с нынешнего года вдвое платежи по ЕНДВ, снижение тарифов местными службами такси, растущее число конкурентов-нелегалов. По оценкам профсоюза такси Удмуртии, нелегалов сегодня в 2,5 раза больше лицензированных таксистов. Да и легальных таксистов тоже немало, на днях, по данным Миндортранса УР, было выдано 6-тысячное разрешение на осуществление таксомоторной деятельности в республике. По мнению сообщества таксистов, эта официальная цифра вдвое превышает необходимое количество автомобилей такси.

Кроме того, информационные агентства по-прежнему продолжают заключать договоры с нелегалами, стремясь увеличить свою прибыль за счет прирастающего числа контрактников, оплачивающих месячный фиксированный взнос. Ходят слухи, что службы даже помогают выписывать нелегальным таксистам липовые лицензии. Организуя «эконом-линии», инфослужбы делают это в ущерб таксистам, но зато работают на клиента. Дешевеющая поездка выгодна обеим сторонам, ижевчане довольны.

Как утверждают организаторы сорвавшейся забастовки, легальный таксист в совокупности может тратить ежемесячно около 50 тыс. рублей (что, впрочем, выглядит явно завышенной цифрой).
В обязательные затраты входят расходы на бензин, ремонт, налоги, страховку (2 раза в год для таксистов), отчисления диспетчерским службам, автомойку, ежедневный техосмотр транспортного средства и медосмотр водителя. Для того чтобы закрыть затраты, нужно потратить около 8 часов в день, соответственно, чтобы зарабатывать, приходится работать дольше.