О спорте в революции

В заключительной речи президента Удмуртии Александра Волкова на коллегии надои были тесно связаны со спортом. «Если все эти 12 лет у нас каждый год добавлялся новый стадион и лыжная база, то с этого года к стадиону и лыжной базе добавляется двадцатипятиметровый бассейн и ледовая крытая арена. Этот комплекс первый в республике был заложен в Вавоже. И опять же не за красивые глаза, не за олимпийские медали, а за 6 тысяч килограммов молока на корову. Несмотря на то, что это тема не ваша – мясо-молоко, но о пропитании же здесь разговор был. Как ни крути, а в любви главное – харч», - заявил президент Удмуртии чиновникам и спортсменам и, вставив фразу «пользуясь случаем», неожиданно перевёл тему на сельское хозяйство и промышленность.

«По яйценоскости мы молодцы, - рассуждал Александр Волков перед чиновниками Министерства спорта. – …В советское время мы все бы ходили в звёздах только за молоко. Мы молока производим 140 процентов от потребности». Чиновники в ответ громко хихикали, представляя, очевидно, как на Олимпиаде в Сочи наши доярки будут брать золото в спортивных надоях. Президент же не унимался. «Посмотрите, небольшая, но гордая Удмуртия собирает в округе 6,2% налоговых отчислений! Чувашия - 1,8%! А щёки-то как раздувают! Больше нас! А всего 1,8! Мордовия. Как они себя представляют! Ходют-то как! Ходоки! И всего 1,3%», - говорил Александр Волков. На слайдах мелькали жилые дома, детские сады, школы и стадионы. На большей части картинок виднелись баннеры «Единой России»: «Верим в Путина», «Единая Россия на благо детей» и т. д. Александр Волков уводил тему в политическое русло.

«Детям должны наказать, внукам – никогда больше не поддаваться ни на какие провокации и никогда не позволить никому допустить революцию в нашей стране. Мы за сто лет пережили уже две революции: в 17-м и в 91-м. Каждая революция идёт под флагом, что завтра будет лучше, чем сегодня», - вещал президент с трибуны.

И дальше каким-то невероятным образом на коллегии Министерства спорта речь уже шла об угрозе революции на примерах надоев и рождаемости. «Так. Преступность. Я про революцию. Чтобы спортсмены все знали: палками лыжными, коньками, чем угодно – всем по башке, кто призывает к революции», - заявил Александр Волков. Выступление у него получилось довольно странное. Однако в конце все спортивно хлопали.

О революции в спорте

Но спорт в Удмуртии – это не только надои. А туризм не только борьба с революцией. Об этом докладывал сам министр спорта и туризма Игорь Краснов. Он назвал успехи министерства «впечатляющими» и обрисовал весьма радужную картину происходящего. Финансирование отрасли несказанно растёт. Денег выделяют больше, чем планируют. В 2011 году хотели выделить из бюджета республики 340 млн рублей - дали 643 миллиона. В 2012-м снова хотели дать 340 млн рублей - получили 627 млн рублей. На реконструкцию и строительство объектов спорта идут огромные средства. Если в 2009 году выделяли около 350 млн рублей, то в прошлом уже больше 830 млн рублей.

При этом, по статистике, народ увлёкся спортом не на шутку. Каждый четвёртый - спортсмен или любитель. В 2008 году 15,3% людей систематически занимались физической культурой и спортом, а в 2012-м уже 26,3%. Особенно спортивными стали инвалиды. Если в 2007 году физкультурой занимались 560 инвалидов, то в прошлом году уже 7160 человек. Пропорционально растут расходы на организацию спортивных мероприятий среди инвалидов. В 2008 году они составляли 876 тысяч рублей, а в 2012-м выросли до 6,6 миллиона.

Краснов пообещал, что в этом году ещё 20 тысяч человек начнут систематически заниматься физической культурой и спортом.

Туризм

О туризме тоже было сказано отдельно. В республику в 2012 году приехало 6 тысяч иностранцев. Картинки на слайдах демонстрировали, что может заинтересовать туриста в Удмуртии. Под заголовком «Бренды республики» были изображены Калашников, Чайковский, Тол Бабай и Баба Яга. А под заголовком «Туристические объекты» - санатории «Ува» и «Варзи-Ятчи». Всё это мало объясняло, откуда взялись 6 тысяч туристов-иностранцев. Единственное предположение, что туристами считают всех иностранцев вне зависимости от того, приехали они работать или отдыхать.

Но основной поток «туристов» составляют не иностранцы, а местные жители и гости из регионов. В прошлом году 219 тысяч человек приезжали в качестве туристов в Удмуртию. Возможно, некоторые из этих людей действительно приезжали попить минеральной воды и пострелять в тире.

Но во многом такой туризм организуют в ПТУ, школах и детских садах. «Моих детей забрали в Селты. Там лаек разводят. Это у нас в рамках туризма», - рассказала мне одна из ижевских преподавателей. Поездка к Бабе Яге или Тол Бабаю тоже туризм.

Денег на всё это выделяется немного. Программа по развитию туризма до 2018 года предполагает финансирование на уровне всего 70 млн рублей. Зато, как считают в министерстве, туристический бизнес в Удмуртии сверхприбыльный: каждый вложенный рубль приносит
4 рубля суммарной прибыли в других отраслях экономики. А одно созданное рабочее место создаёт 4 рабочих места в других отраслях.

Помимо Калашникова и Чайковского в арсенале Министерства спорта и туризма есть несколько масштабных идей по привлечению туристов. В частности, обсуждается создание в Зуевых Ключах на базе археологического памятника Зуево-Ключевского городища музея-заповедника. Такой же музей-заповедник, возможно, появится на базе Тарасовского могильника в Сарапульском районе. Кроме того, обсуждается проект «Сибирский тракт». Туристический объект может расположиться сразу на территории четырёх регионов. Все эти проекты выглядят куда более интересными, чем резиденция Бабы Яги или Тол Бабая. Это понимают и в министерстве, отмечая, что эти объекты могут выйти «на всероссийский и международный туристские рынки». Однако, по всей видимости, до их реализации ещё далеко.

Лайки, перепечи, Тол Бабай и кумышка, считают в министерстве, тоже могут стать перспективным направлением туризма. «Удмуртская Республика имеет все возможности для развития сельского туризма, основанного на проживании в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей», - отмечается в программе.

В прошлые выходные я был в Уве и мог составить впечатление, как может выглядеть подобный туризм. В качестве развлечения мне предложили на выбор охоту или поход в супермаркет в центре села. Охоту я не люблю, и мы отправились в центр. По дороге встретили двух пьяниц: один хотел подраться, другой предлагал выпить.

У чиновников на этот счёт радужные представления. «Преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, – говорится в программе. – Этот вид туризма актуален для иностранцев, городских школьников, семейного и корпоративного отдыха. В условиях прогрессирующей урбанизации сама деревенская жизнь, даже в отсутствие этнического компонента, становится экзотическим миром: деревенские виды труда, уклад жизни, животные, ремесла, устройство дома, сохранившиеся обычаи и обряды».

Удмуртия – депрессивный регион

Чтение планов Министерства спорта и туризма очень воодушевляет. Складывается ощущение, что чиновники ведомства во главе с Игорем Красновым полны решимости переломить стереотипное представление об Удмуртии как о депрессивном регионе. Но вспоминая о словах президента, лыжной палкой разящего змия революции, кажется, что у туризма и спорта в Удмуртии пока довольно туманные перспективы.