Как только в городе появляется действительно касающаяся всех проблема, всегда находятся грамотные и общественно озабоченные жители, которые «по ниточкам» начинают распутывать весь «клубок». Разбираться с «общедомовыми нуждами» корреспонденту «Д» помогла Нина Павловна Левина, жительница нового большого многоквартирного дома № 139 по улице Удмуртской.

Нина Павловна рассказала, что до сентября она платила за квартиру, даже не задумываясь. Но когда ей, одиноко проживающей с официальной регистрацией в 1-комнатной квартире, предъявили к оплате за ОДН фактически такую же сумму, какую она оплачивала как индивидуальный потребитель, ей, конечно, захотелось разобраться.

Пользуясь сводной, с разбивкой по месяцам табличкой (с сентября по декабрь 2012 года), которую составила на примере своего дома Нина Левина, основываясь на данных управляющей компании «Управдом плюс», можно наглядно увидеть всю «анатомию» ОДН. В целом по 160-квартирному дому за 4 месяца было начислено 2152 куб. м холодной воды, 690 куб. м - горячей, 2794 куб. м - водоотведение (канализация), 13 тыс. киловатт - электроснабжение мест общего пользования. Всего в доме прописано 214 человек. И если построить расчёт на вышеперечисленных данных, то получится, что жильцы за этот период оплатили потребление 100 дополнительных человек по холодной воде, 50 – по горячей, 80 – по канализации и 232 - по электропотреблению в местах общего пользования. Это помимо и сверх того, что добросовестные жители платили за собственное потребление.

Откуда же взялись эти цифры? Как ответил Нине Левиной директор управляющей компании, это результат математического расчёта. Берутся данные общедомового счётчика по тому или иному виду ресурса. Из них вычитается сумма индивидуального потребления (показания поквартирных, если они есть, счётчиков плюс норматив там, где нет счётчиков). Получается «разница, относимая на общедомовые нужды». Как подчеркнул директор УК, начисления производятся в строгом соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.).

Формально к такому подходу не придерёшься. Так оно и должно быть, если в каждой квартире либо стоит счётчик, либо показаны фактически проживающие в ней граждане. Но проблема в том, что из 160 квартир в доме более чем в 40 квартирах по документам никто не живёт, фактически же владельцы квартир сдают их внаём, а в УК квартиры числятся как «пустые». И счётчиков в большинстве из них нет. Поэтому ни по показаниям приборов учёта, ни по нормативам (там нет прописанных) управдом им не начисляет плату ни за воду, ни за электричество МОП. Разве что за отопление. Но живущие в этих квартирах квартиранты воду льют, лифтом и светом пользуются. И общедомовой прибор учёта эти расходы, конечно, регистрирует. Таким образом, в вышеприведённой формуле (расчёта величины ресурсов, идущих на ОДН) один из компонентов искажён – вычитаемое число должно быть существенно больше. И об этом знают коммунальщики – в том же письме за подписью директора УК написано, что ни договор управления, ни действующее законодательство не налагают на УК обязательств по выявлению незарегистрированных лиц.

Но, как выяснила Нина Левина, тем пользователям, у кого нет счётчиков, выставлять плату за ОДН вообще неправомерно, поскольку этим лицам начисление идёт по нормативу (3,6 куб. м по горячей воде; 5,4 куб. м - по холодной, 9 – по канализации), а в нормативе уже содержится некая составляющая для покрытия общедомовых нужд. Правда, никто не может сказать, какой величины эта составляющая. Но этот момент подтверждён даже решением Верховного суда РФ от 12.12.2006 г. за № ГКПИ 06-1228! То есть фактически тот, кто платит по нормативу, платит за ОДН дважды – через норматив и по строке «общедомовые нужды».

Теперь посмотрим, что включают в себя «общедомовые нужды» согласно официальным документам. В Постановлении Правительства РФ № 354 и в тексте Правил, этим постановлением утверждённых (взамен прежних, по Постановлению
№ 306 от 2006 года), как ни странно, нет развёрнутого определения понятия «ОДН». Не было его и в отменённых правилах, хотя по всему тексту идут многочисленные упоминания «общедомовых нужд». Видимо, в Правительстве РФ полагают, что это настолько общеизвестно, что не утруждают себя какими-либо определениями.

Тогда попробуем, сообразуясь с логикой, сами собрать эти «нужды». Подъезды в нашем климате приходится отапливать и освещать; брать воду (холодную и горячую) для влажной уборки лестничных клеток и пролётов, кабин лифтов, а также для поливки газонов; освещать придомовую территорию. Какие-то небольшие киловатты идут на питание домофонных устройств, оборудование компаний, предоставляющих услуги мобильной связи и сети Интернет. Вот, пожалуй, и всё.

По отоплению подъездов жителям дополнительной платы не предъявляют, значит, эти калории, надо полагать, спрятаны внутри тарифа за тепло. Собственно, так же как с тарифами на холодную и горячую воду.

Так вот 354-м постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации
утвердить <…> нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды <…> не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила…

То есть мы уже давно должны иметь один тариф на ресурсы, идущие в жилое помещение, и другой тариф, идущий на «общедомовые нужды», чтобы не оплачивать дважды одно и то же. В Удмуртии эта рекомендация уже полтора года (с момента выхода 354-го постановления) остаётся неисполненной. Поэтому коммунальщики крутятся, как умеют.

Хотя новые Правила содержат формулу расчёта размера платы за ОДН. Она находится в пункте 10 приложения № 2. Читаем: «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:

где:



- объём (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Коммунальщики не могут правильно рассчитать объём ресурса, приходящийся на каждую квартиру, у них не хватает данных, потому что число зарегистрированных жильцов не совпадает с числом фактически проживающих. По документам у них «пустая» квартира, в которой якобы никто не живёт.

Это, кстати, проблема, появившаяся относительно недавно. Состоятельные горожане, имеющие свободные средства, вложили их в недвижимость, чтобы потом сдавать «лишние» квартиры внаём, но неофициально. Квартиранты в квартирах, в которых якобы никто не живёт, платят по минимуму (без расходов на потребление горячей и холодной воды, водоотведение – помещение-то формально пустует).
Зато переплачивают своему арендодателю, но это деньги, выведенные в теневой оборот. В итоге всё бремя за водоснабжение «подпольных» соседей ложится на прописанных в доме жителей, поскольку, не попав в объём индивидуально потребленного ресурса, эти кубометры автоматически попадают в «общедомовые нужды» и делятся пропорционально площади квартир между прописанными жильцами.

Но вернёмся в дом № 139 по улице Удмуртской. Нина Павловна Левина изготовила для своих соседей самодельную «листовку», в которой публично провела сравнение между тем, что им вменили в платёж за ОДН, и тем, сколько на самом деле пошло на них ресурсов. Для примера Нина Павловна взяла сентябрь 2012 года, когда впервые появилась в квитанции строка «ОДН». По этой строке всему дому была выставлена плата за 1620,3 м³ холодной воды, 176,3 м³ - горячей, водоотведение составило 1782,9 м³,
расход электроэнергии МОП - 4991,5 кВт.час. В денежном выражении это
54 тыс. 520 рублей (по сути, «штраф» на прописанных жителей за непрописанных). В пересчёте на 1 кв. метр жилой площади (как и предъявляют коммунальщики – пропорционально площади квартир) получается почти 8 руб. с каждого метра или от 272 до 400 руб. с квартиры в зависимости от метража.

Между тем по реальным затратам ресурсов, требующихся для мытья подъездов и кабин лифтов, согласно расчётам жительницы, получилось, что в среднем с одной квартиры за ОДН должно быть уплачено не более 8 рублей за воду и чуть более 33 рублей за освещение подъездов и работу лифта. Подчеркну - не с квадратного метра, а с одной квартиры! Существенная разница.

Первые попытки найти решение проблемы окончились для Нины Левиной плачевно. Ответ директора управляющей компании уже цитировался выше – всё сделано строго в рамках действующего законодательства. Примерно в том же духе ответил и прокурор Первомайского района г. Ижевска – «оснований для прокурорского реагирования не имеется».

Сейчас Нина Павловна ждёт ответов на свои развёрнутые письма от прокурора УР Сергея Панова и от заместителя главы администрации Ижевска Ивана Маринина. В своём обращении жительница обоснованно, ссылаясь на нормативные акты, возражает в отношении практики неправильного применения методики расчёта и начисления платы за ОДН. Причём и в прокуратуре, и в администрации, конечно, не могут не знать, что именно исполнительная власть затянула принятие нужных тарифов, что управляющим компаниям нужно как-то помочь разрешать данную проблему.

Пока же «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Ниже приводится ряд советов для активных жителей, которых возмущают необоснованно завышенные, на их взгляд, суммы платежей за «общедомовые нужды».

Сначала зададимся вопросом, из чего может сложиться сильный перерасход коммунальных ресурсов (в основном холодной и горячей воды)? Как правило, помимо неучтённых (непрописанных, но реально живущих в доме) жителей, это ещё и аварийные утечки в подвалах или на чердаках, когда вода заливает большие площади. Аварийные ситуации в квартирах без счётчиков. Но аварии всё же случаются не так часто. Огромные объёмы лишних затрат может давать неисправное сантехническое оборудование. Струйка толщиной в спичку создаёт утечку в сотни литров воды за месяц. Но главная «дыра» - это всё равно жильцы без прописки. Решить эту проблему сложно, поскольку она находится на границе с частной жизнью граждан, и попытки дойти до каждой квартиры, чтобы выяснить статус проживающих там лиц, не должны нарушать права гражданина.

Вот некоторые рекомендации, выработанные общими усилиями в помощь тем, кто намерен начать наводить порядок с оплатой ОДН.

♦ В договоре с УК на управление домом следует прописать предельные сроки ликвидации порывов на трассах ХВС, ГВС, отопления, чтобы свести к минимуму потери воды.

♦ Там же следует прописать персональную ответственность лица, по чьей вине произошла утечка (либо это специалист, не принявший необходимых мер, либо гражданин, уклонившийся от правил
безопасной эксплуатации).

♦ В договоре же должен быть пункт, где прописан порядок, обязывающий УК составлять акты в случае аварий, чтобы точно знать объём вылившейся воды.

♦ Если сети плохие, хорошо бы ежемесячно проводить обходы с целью ревизии на случай исключения аварий.

♦ Чтобы исключить конфликты между собственниками и УК по поводу правильности снятых с приборов учёта показаний, снимать показания представители собственников (члены совета многоквартирного дома) и специалисты компании должны совместно.

Когда верстался номер

Как стало известно, 14 января 2013 года на заседании президиума Правительства УР было принято Постановление № 19 «О нормативах потребления  водоснабжения и водоотведения коммунальных ресурсов на общедомовые нужды». Об этом сообщила корреспонденту «Д» специалист Минстроя Татьяна Банникова, добавив, что в силу постановление вступит только с 1 апреля.
Попытка отыскать данный документ на официальном сайте Президента и Правительства УР успехом не увенчалась – на странице «Документы» под этой датой размещён десяток других постановлений, но нужного нет.
В поисках текста официально утверждённого документа, касающегося интересов подавляющего большинства жителей республики, корреспондент «Д» дозвонилась до начальника управления делопроизводства Администрации Президента и Правительства УР Ильфата Нургалеева, который сообщил, что постановление обязательно вывесят, что задержка вызвана тем, что «документ непростой».
Надо отметить, что вывесить на сайте уже готовый документ – дело минутное. И, если спустя неделю после принятия этого до сих пор не сделано, значит, документ действительно «непростой». Посмотрим.
♦ Так же совместно следует составлять акты о проживании в квартире незарегистрированных лиц (в том случае, если эти лица в добровольном порядке не изъявят готовность установить у себя приборы учёта, тогда использованный ими ресурс не пойдёт в ОДН).

♦ Лучший вариант – если «виртуальные» жильцы после переговоров с советом дома сами поставят счётчики или напишут заявление в УК о численности проживающих, чтобы им начисляли плату.

♦ Наконец, есть конфликтный, но возможный способ воздействия – подключение официальных структур. Налоговую инспекцию могут заинтересовать незадекларированные доходы собственника от сдачи квартиры внаём; есть федеральная миграционная служба, которая тоже имеет полномочия проверить, нет ли среди проживающих лиц, не прошедших регистрацию в УФМС; есть МВД с их правом устанавливать личность. Визиты официальных органов могут создать серьёзные неудобства и простимулировать заплатить.



Попытка получить комментарий по теме от чиновника, отвечающего за жилищную политику в столице Удмуртии, ничем не закончилась. В приёмной заместителя главы Администрации г. Ижевска Ивана Маринина ответили, что Ивана Васильевича нет на месте и с вопросами к нему следует обращаться исключительно письменно через информационно-аналитическое управление.

Специалист Управления ЖКХ администрации города Мария Лесникова призналась, что не видела в тексте Постановления № 354 рекомендации региональным властям о необходимости разработки двух тарифов – отдельно на жилое помещение и отдельно на ОДН. Как сообщила чиновница, разработкой и утверждением всех тарифов в субъекте РФ занимается РЭК. А также, что управляющие компании при начислении платежей за ОДН руководствуются формулами 11 и 12 из приложения к Правилам, утверждённым 354-м постановлением. Схема, по её словам, выглядит так: из показаний общедомового счётчика вычитают всё, что было потреблено в жилых и нежилых помещениях дома. Разность распределяют пропорционально площади. В Управлении ЖКХ, по её словам, знают, что существует проблема с незарегистрированными жильцами, за которых платят все остальные. Но, по её мнению, выявлять непрописанных – это совместная задача участковых, общественности и УК.