Другие «змеиные» годы в советской истории тоже либо отмечены важными датами, либо закладывали тренд на несколько лет вперёд. Так, 1929 год считается «годом великого перелома», тогда на фоне мирового кризиса СССР начал гигантскими темпами развивать социалистическую промышленность. В «змеином» 1941 году началась Великая Отечественная война, а следующий по счёту год Змеи – 1953-й - подвёл черту под «сталинским» периодом истории и завершился массовой амнистией осуждённых по «политическим» статьям.

В тихом омуте

Лишь три года Змеи за период с начала прошлого до начала нынешнего веков можно считать «спокойными» - 1965-й, 1977-й и 2001-й. Но и они оказались не пустыми - дали старт новым тенденциям. В «змеином» 1965-м, спустя несколько месяцев после «партийного переворота», закончившегося отставкой Никиты Хрущёва, началось новое время для миллионов советских людей, когда они впервые за всю непростую историю СССР стали в массовом порядке получать отдельные квартиры, приобретать машины и вообще приобретать. Эта тенденция в значительной степени иссякла к следующему году Змеи. Этот год - 1977-й - стал годом принятия новой, 4-й по счёту Конституции СССР, «зафиксировавшей» построение «развитого социалистического общества», должного подменить обещанный, но так и не построенный к тому времени коммунизм. На деле «развитой социализм» очень скоро обернулся тотальным товарным дефицитом в обыденной жизни и формализмом в общественной. Двенадцать лет такой жизни, и дальше страну и её граждан ждал разрушительный и меняющий все прошлые представления о перспективах 1989 год. Самый ближайший из прошлых годов Змеи - 2001-й - чем-то похож на 1965-й, но не совсем. Развернувшийся с начала «нулевых» новый подъём массового потребления оставил за бортом нормальной жизни тех, кто в 60-е своим трудом пробился в советский средний класс. Зато в «нулевые» годы «оторвался» как смог новый российский средний класс, освоивший специфику рыночных отношений и открывший для себя заграницу, запретную для советского среднего класса. Ну и пышным цветом, как когда-то в «застой», расцвёл формализм.
И «змеиный» 2001 год имеет к этому самое непосредственное отношение, поскольку именно в этот год произошло слияние «Единства» с «Отечеством» в единую партию власти – «Единую Россию».

В политической обойме Удмуртии родившихся в год Змеи немного, хотя это год рождения многих российских государственных и политических деятелей: Медведева (1965 г. р.),
Прохорова (1965 г. р.), Миронова (1953 г. р.), Чурова (1953 г. р.).
В текущем году местных политиков, родившихся в год Змеи, на первый взгляд даже убавилось – впервые не попал в новый состав Госсовета УР председатель Нацбанка УР Равиль Каримов (1953 г. р.),
а Николай Мусалимов (1953 г. р.)
в декабре сложил полномочия президента «Удмурт Кенеш».

От следующего года Змеи, начинающегося по лунному календарю 10 февраля 2013 года и завершающегося 31 января 2014-го, по аналогии с прошлыми «змеиными» годами следует ожидать начала новой тенденции. Те, кому хорошо и при нынешней власти, могут видеть в наступающем 2013 году «призрак» 1977 года и новых «застойных» времён, только с Путиным вместо Брежнева. Те, кто хочет перемен и верит в скорую смену власти в Кремле, найдут в цепи грядущих событий признаки бурного 1989 года. Эти слишком противоречивые ожидания делают год Змеи таким, каким он, по сути, и есть, - страна снова на перепутье, и у всех на глазах целый год будет происходить выбор выбора, определение новой стратегии на следующий временной цикл. В такой острый момент должны проявить себя самые разные симптомы, как реакционные, так и революционные, говорящие о наличии в обществе различных тенденций. Точно так же и в 1989 году на фоне гласности, других демократических проявлений в общественно-политической жизни в реальности имели место и сапёрные лопатки десантников на площади в Тбилиси, и авторитарные решения Горбачёва, который всего через пару лет спустя превратился в почти комическую фигуру, презираемую большинством граждан страны.

Проверка на гибкость

Неоднозначность перемен в сложной социально-экономической ситуации, как считают астрологи, сформирует в предстоящем году общественный заказ на мудрых и сильных лидеров, способных решать проблемы мирными средствами. Преуспеют те, кто будет добиваться своих целей не напролом, а дипломатией. И поскольку в 2013 году в изменяющихся экономических условиях потребуется умение быстро и самостоятельно принимать правильные решения, успеха в карьере добьются те, кто проявит максимум гибкости и маневренности, вовремя сумеет сменить работу или изменить курс и направление своей деятельности.

Правила меняются

В политической обойме Удмуртии родившихся в год Змеи немного, хотя это год рождения многих российских государственных и политических деятелей: Медведева (1965 г. р.), Прохорова (1965 г. р.), Миронова (1953 г. р.), Чурова (1953 г. р.). В Удмуртии правила игры в последнее десятилетие определяли не Змеи, а Коты - президент Александр Волков (1951 г. р.) и премьер Юрий Питкевич (1951 г. р.). Два года назад они даже в администрацию Ижевска умудрились пристроить своего «котёнка» - Дениса Агашина (1975 г. р.). В текущем году местных политиков, родившихся в год Змеи, на первый взгляд даже убавилось – впервые не попал в новый состав Госсовета УР председатель Нацбанка УР Равиль Каримов (1953 г. р.), а Николай Мусалимов (1953 г. р.) в декабре сложил полномочия президента «Удмурт Кенеш».
Причём сделал это в пользу Кота Игоря Семёнова (1951 г. р.), экс-спикера Госсовета УР, вроде бы давно уже задвинутого на пенсию. Тем не менее оказалось, что Змеи могут воспроизводиться там, где заканчивается юрисдикция главного Кота республики. Так, в начале года Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков УР возглавил Сергей Лукин (1965 г. р.), и совсем недавно на должность генерального директора ОАО «НПО «Ижмаш», об которую в последние месяцы сломано столько копий, назначили москвича Константина Бусыгина (1965 г. р.).

Ещё один знак, который играет и будет играть заметную роль в удмуртской политике, – это Петух. В год Петуха родился полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич (1969 г. р.), а также назначенный им главным федеральным инспектором по УР Дмитрий Мусин (1969 г. р.), и эти «федералы» уже не отличаются прежней лояльностью к руководству республики. Кроме того, в текущем году Дракона на первых позициях увеличилось представительство тех, кто родился под этим знаком – годом рождения президента страны Владимира Путина (1952 г. р.). Председателем ЦИК УР этим летом стал Виктор Кушко (1964 г. р.), а руководителем УФСБ по УР в октябре назначен Дракон Евгений Кукарцев (1964 г. р.). Таким образом, Драконы, с учетом родившегося в «драконьем» 1964-м министра внутренних дел по УР Александра Первухина, к концу 2012 года стали самым силовым знаком в удмуртской политике. Вроде бы мелочь, а правила игры постепенно меняются. Не случайно главным конфликтом уходящего года Дракона стали отношения между МВД по УР (Первухин) и «КОМОС ГРУПП», совладельцем которого является другой Дракон - Андрей Осколков (1964 г. р.). Между тем за республикой по-прежнему присматривают Коты. Так, на федеральном уровне единственным политиком «первого эшелона», который активно занимается вопросами, прямо касающимися Удмуртии, был и остаётся Кот Дмитрий Рогозин (1963 г. р.). В год Дракона этот вице-премьер очень быстро и неожиданно для многих сумел пролоббировать идею объединения двух крупных оборонных заводов в единый концерн «Калашников» и настоял на назначении руководителем «Ижмаша» родившегося в год Змеи Константина Бусыгина.