Самое главное - в уходящем 2012 году топ-менеджеры ОАО «НПО «Ижмаш» фактически потеряли контроль над процедурами банкротства основных ижмашевских предприятий, в том числе и концерна «Ижмаш». Теперь, чтобы вернуть эти активы в казну, государству как основному акционеру группы предприятий «Ижмаш» придётся их выкупать за реальные деньги на торгах в рамках конкурсных производств.

Можно сказать, что сегодня ситуация на «Ижмаше» гораздо хуже и запутанней той, что была здесь до весны 2011 года, когда глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов отстранил от дел скандально известного Владимира Гродецкого, бывшего бессменного руководителя группы предприятий «Ижевский машзавод». Таков итог годовой «работы» в Ижевске одноклассника руководителя аппарата гендиректора ГК «Ростехнологии» Сергея Куликова 37-летнего Максима Кузюка, возглавлявшего до своего назначения на «Ижмаш» представительство компании с подозрительно иностранным для оборонного предприятия названием «Бостон Консалтинг Групп (Москоу) Лимитед». В конце июня единственный учредитель ОАО «НПО «Ижмаш» - ГК «Ростехнологии» - не утвердила годовой и бухгалтерский отчёты этого акционерного общества. Таким образом, случившийся накануне стремительный уход «иностранного агента» Максима Кузюка на другое подведомственное «Ростехнологиям» предприятие ОАО «АКБ «Якорь» (в совет директоров которого также входит одноклассник Кузюка Сергей Куликов) можно расценить как попытку уйти от ответственности. А последовавшие усилия, направленные на то, чтобы оставить на должности генерального директора НПО «Ижмаш» Александра Косова, очевидный способ прикрыть «косяки» от деятельности работавшей в Ижевске вахтовым методом высокооплачиваемой команды из консалтинговой компании QDM Group.

На сайте ООО «Quorum Debt Managmement Group» в разделе, презентующем эту компанию, уже давно висит следующая информация: «Возврат госкорпорации крупного машиностроительного холдинга, работающего по ряду направлений оборонного и гражданского профиля. В результате мошеннических схем значительная часть активов была расхищена, производство стагнировало. Команда QDM Group не только вернула законному владельцу выведенные активы, но и провела реструктуризацию бизнеса, повысив его эффективность».

Название «Ижмаш» в этом рекламном пассаже на сайте QDM Group благоразумно не упомянуто, но вполне узнаётся. Правдиво здесь выглядит только предложение про мошеннические схемы и стагнацию производства. Однако методы столичных «консультантов» по «возврату активов законному владельцу» мало чем отличаются от упомянутых схем, а о якобы произошедшей реструктуризации бизнеса и повышении его эффективности говорить как минимум рано. За время, пока «Ижмашем» руководил директор представительства «Бостон Консалтинг Групп (Москоу) Лимитед», не имеющий опыта работы в промышленности и оборонном комплексе, группа предприятий потеряла несколько перспективных направлений деятельности. Поскольку с этими направлениями связаны многомиллиардные государственные заказы на несколько лет вперёд, ошибки «команды Кузюка» дорого обойдутся заводу, работающим на нём ижевчанам и республике в целом.

Активная фаза работы «команды Кузюка» в Ижевске началась с 19 мая 2011 года, когда гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов подписал решение о создании ОАО «НПО «Ижмаш». Между тем до сегодняшнего дня на официальном сайте «Ижмаша», где размещают свои интервью генеральные директора предприятия, нет каких-либо данных об этой новообразованной компании. Для НПО «Ижмаш» создан отдельный ресурс - www.npo.izhmash.ru (ссылки на который, кстати, отсутствуют на официальном сайте «Ижмаша»).

Решения собрания акционеров

Помимо первого учредительного собрания, в 2011 году прошли ещё три общих собрания акционеров ОАО «НПО «Ижмаш», в которых принял участие единственный акционер - ГК «Ростехнологии». 24 августа были одобрены три крупные сделки: участие ОАО «НПО «Ижмаш» в уставном капитале ООО «Ижевский станкостроительный завод» путём приобретения 100% доли этого общества у ОАО «Концерн «Ижмаш», а также выпуск ОАО «НПО «Ижмаш» пяти простых беспроцентных векселей в пользу ОАО «Рособоронэкспорт» и заключение Соглашения между ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Концерн «Ижмаш» и ОАО «НПО «Ижмаш» о замене простых беспроцентных векселей ОАО «Концерн «Ижмаш» на общую сумму 151.113.078,66 доллара США на пять простых беспроцентных векселей ОАО «НПО «Ижмаш» на ту же сумму. На общем собрании 2 сентября учредитель одобрил ещё две крупные сделки. Одна из них - заключение договора уступки прав (требований) между обществом и ОАО «Сбербанк России» в лице Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России», другая - заключение договора об открытии невозобновляемой кредитной линии с ОАО «Сбербанк России» в лице Удмуртского отделения № 8618 ОАО «Сбербанк России». И, наконец, 14 ноября 2011 года решением общего собрания была одобрена сделка с заинтересованностью в форме договора аренды между ОАО «НПО «Ижмаш» и ОАО «Концерн «Ижмаш».
Согласно обнародованным здесь данным, помимо первого учредительного собрания, в 2011 году прошли ещё три общих собрания акционеров ОАО «НПО «Ижмаш», в которых принял участие единственный акционер - ГК «Ростехнологии». 24 августа были одобрены три крупные сделки: участие ОАО «НПО «Ижмаш» в уставном капитале ООО «Ижевский станкостроительный завод» путём приобретения 100% доли этого общества у ОАО «Концерн «Ижмаш», а также выпуск ОАО «НПО «Ижмаш» пяти простых беспроцентных векселей в пользу ОАО «Рособоронэкспорт» и заключение Соглашения между ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Концерн «Ижмаш» и ОАО «НПО «Ижмаш» о замене простых беспроцентных векселей ОАО «Концерн «Ижмаш» на общую сумму 151.113.078,66 доллара США на пять простых беспроцентных векселей ОАО «НПО «Ижмаш» на ту же сумму.

Спустя несколько месяцев, в марте 2012 года, все эти векселя всплывут в Арбитражном суде, который откажется включать сделки с их использованием в конкурсную массу, посчитав это «злоупотреблением правом с целью причинения вреда своим кредиторам».

На общем собрании 2 сентября учредитель одобрил ещё две крупные сделки. Одна из них - заключение договора уступки прав (требований) между обществом и ОАО «Сбербанк России» в лице Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России», другая - заключение договора об открытии невозобновляемой кредитной линии с ОАО «Сбербанк России» в лице Удмуртского отделения № 8618 ОАО «Сбербанк России». И, наконец, 14 ноября 2011 года решением общего собрания была одобрена сделка с заинтересованностью в форме договора аренды между ОАО «НПО «Ижмаш» и ОАО «Концерн «Ижмаш».

Таким образом, всё, что есть сегодня у «НПО «Ижмаш», это кредиты Сбербанка и площади концерна. Других общих собраний акционеров ОАО «НПО «Ижмаш», по данным сайта www.npo.izhmash.ru, не проводилось ни в 2011-м, ни в 2012 году.

Чтобы понять, насколько парадные заявления «команды Кузюка» далеки от реальности, придётся вскрыть несколько сот файлов судебных документов на сайте Арбитражного суда УР по делам, связанным с банкротством ижмашевских предприятий. Возможно, что в 2011 году молодые эксперты из QDM Group считали данный этап обычной формальностью. Однако уже весной 2012 года стало понятно, что это далеко не так. К этому времени до судебных решений дошли заявленные осенью прошлого года требования ОАО «НПО «Ижмаш» в делах о банкротстве ОАО «Ижевский машиностроительный завод» и ОАО «НТЦ-Ижмаш-Холдинг». Оказалось, что это те самые «бумажные» 151,1 млн долларов США, решение по которым было принято 24 августа 2011 года на собрании акционеров ОАО «НПО «Ижмаш». После их конвертации в суде в разных делах фигурируют две суммы - 4,2 млрд руб. и 4,4 млрд рублей.

Арбитражный суд УР 20 марта 2012 года (по делу о банкротстве «Ижевского машзавода») и 23 марта (по делу «НТЦ-Ижмаш-Холдинг») отказал представителям ОАО «НПО «Ижмаш» в удовлетворении требований признать эти суммы в качестве долга и включить в конкурсную массу при проведении банкротств ижмашевских предприятий. Позже эту позицию удмуртского арбитража подтвердили апелляционная и кассационная инстанции.

«Таким образом, единственной целью, которую преследовало ОАО «НПО «Ижмаш», являлось включение его требований как векселедержателя в реестр требований кредиторов, что позволяло бы ему получать денежные средства из конкурсной массы должника и оказывать существенное влияние на ход дела о банкротстве» - к такому выводу пришли три инстанции Арбитражного суда, проанализировавшие все цепочки сделок с использованием векселей и авалей (вексельных поручительств) и согласившиеся с выводом суда первой инстанции о признании этих сделок ничтожными.

Осенью 2012 года к отказам признавать искусственные долги, созданные «командой» из ОАО «НПО «Ижмаш», добавилось отстранение от ведения дел о банкротстве ОАО «Концерн «Ижмаш» и ОАО «Ижевский машзавод» конкурсного управляющего Артемия Кузнецова. Кредиторы заподозрили его в привлечении к делу аффилированных лиц и ненадлежащем исполнении возложенных на него обязанностей. 9 октября Артемию Кузнецову было отказано в утверждении конкурсным управляющим ОАО «Концерн «Ижмаш», а 23 ноября решением Арбитражного суда УР он был отстранён ещё и от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на ОАО «Ижевский машзавод». История с отстранением арбитражного управляющего, видимо, оказалась для кого-то настолько неожиданной, что НП «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» от растерянности подала апелляционную жалобу напрямую в Пермь, а не как предусмотрено законом - через суд, принявший решение.

Таким образом, угроза потери имущественного комплекса предприятий группы «Ижмаш», в том числе мобилизационных мощностей, сегодня представляется более реальной, чем даже в бытность Гродецкого. Теперь это головная боль нового генерального директора Константина Бусыгина, перед которым к тому же поставлена куда более глобальная задача – объединить в единый концерн, распадающийся до бренда «Калашников», ижевский машиностроительный завод с ижевским же мехзаводом.