6.jpg



Так и живём в постоянной борьбе за право на качественную и здоровую жизнь. Кто же мы и с кем боремся? Мы - потребители – самая многочисленная категория граждан на планете. Фактически становой хребет современной экономики. С кем боремся? С жадностью и ленью продавцов и производителей. Вот наши главные враги.


Защита потребителей является важнейшей задачей современности. При советской власти функции защиты потребителя были возложены полностью на государственные и партийные органы. Этим в основном занималось ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Старожилы ещё помнят то время, когда работников торговли осуждали на реальные тюремные сроки.


Времена изменились, стали не такими кровожадными. До 1992 года в России вообще не было какого-либо единого закона, защищающего права потребителей. Хотя, к примеру, в США закон о защите потребителей от мошенничества был принят ещё в 1872 году. 15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди ввёл «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.









Во Франции в небольшом городке наш соотечественник устроился на работу в мясную лавку. Покупатели были постоянные, одни и те же. Их гастрономические пристрастия мяснику были известны. Каждое утро мясник оформлял заказы и складывал продукты по пакетам, на которых была написана цена заказа. В течение дня покупатели заходили в лавку, расплачивались и забирали свои продуктовые пакеты.  В один из дней мясник заболел. За старшего в лавке остался другой наш бывший соотечественник. Он приметил, что покупатели забирали пакеты, но никогда не взвешивали содержимое и цену не перепроверяли. Тогда он стал класть в каждый пакет на 100-200 граммов мяса меньше. Никто ничего не заметил. Это очень вдохновило дельца. Через две недели хозяин вышел на работу. Наш гражданин решил поделиться с ним частью «нежданного» дохода и методикой отработанного «ноу-хау». Когда лавочник это услышал, то его хватил удар. Он 30 лет зарабатывал доверие покупателей, а наш товарищ всего за две недели поставил под угрозу всё дело. Разумеется, его уволили незамедлительно.








В этом году российскому закону в этой сфере исполнилось уже 20 лет. Практически закон о защите прав потребителей один из самых старых действующих законов новой России. Однако граждан по-прежнему обманывают, обсчитывают, обвешивают и травят. В чём же проблема? В человеческой жадности - ответят многие. Добросовестное отношение к труду, ответственность и порядочность, деловая репутация были напрочь вытравлены из людей за последние два десятилетия. Надо снова начинать заниматься воспитанием, но не формальным, а реальным.


Внедрение этих воспитательных механизмов и есть краеугольный камень в отстаивании прав граждан. Когда-то в структуре Администрации Ижевска было Управление по защите прав потребителей. Крайне неэффективный орган, который городские власти вполне обоснованно ликвидировали в 2010 году. Его миссию должен был продолжить Роспотребнадзор. А что по факту? На любое обращение в эту организацию гражданин получает отписку, смысл которой сводится к – идите-ка вы… в суд! Роспотребнадзор начинает шевелиться, лишь когда люди уже оказываются в реанимации. А до этого момента обычная чиновничья писанина и волокита.


В одном известном меховом салоне столицы Удмуртии я наблюдал такую картину. Молодая девушка принесла туда шубу, которую купила накануне в этом же салоне. Стала объяснять продавцу, что шуба оказалась ей мала. Когда мерила в магазине, то одета была в тонкую блузку, дома примерила со свитером и поняла, что ошиблась размером. В ответ продавец нахамила девушке, обозвала её толстой коровой, вызвала охрану и покупательницу со скандалом выдворили из помещения. Шуба стоила 96 тысяч рублей. Для её покупки девушка в этом же магазине взяла кредит и теперь платит по нему ещё 25% годовых. Почему так повела себя продавец! Алчность. С каждой продажи она получает свой процент, плюс наваривается банк. Все в доле. Получив деньги, продавец их уже считает своими, а свои деньги отдавать не хочется. Но если бы продавец соблюдала закон, то всё должно было быть по-другому.


В соответствии со ст. 25 Закона «О защите прав потребителя» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Срок для обмена такого товара установлен в течение 14 дней, не считая дня его покупки. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретённый товар и получить уплаченную за него сумму.


Другая история. К нам в «Общественное объединение по защите прав потребителей и инвалидов» обратился ижевчанин Валерий Глазырин, заключивший договор долевого участия в строительстве с ООО «ТехЛайн», фирмой, очень близкой к компании «Талан». Ситуация обыденная. Строители, ссылаясь на мировой финансовый кризис, задержали ввод дома в эксплуатацию в установленные ими же сроки. Застройщик – предприятие достаточно солидное. В таких случаях законом предусмотрена уплата неустойки. Направляется обращение к застройщику с просьбой уплатить законную неустойку. Последний просит банковские реквизиты, по которым можно перечислить деньги. Обрадованный гражданин, разумеется, незамедлительно передает эти реквизиты. Казалось бы, прекрасное разрешение конфликта.


Но никаких денег Валерий Глазырин не получает, только ответ юриста компании о том, что вопрос находится на согласовании. То есть послали гражданина по дальнему кругу. Никто напрямую не отказывает. Сколько может длиться это согласование, месяц или год, не сообщается. Вопрос затягивается на неопределённый срок. Вполне очевидно, что это умышленная волокита.


Во всех вышеприведённых случаях мы рекомендуем незамедлительно обращаться в суд. Конечно, для того, чтобы судиться, большинству граждан не хватает юридических познаний. Для этого сейчас и создаются общественные объединения по защите прав потребителей. Это целое правозащитное движение, где люди не для формализма и отчётности занимаются реальной защитой прав граждан, борются за них в судах.


На что может рассчитывать потребитель, если ему продан товар плохого качества или оказаны неудовлетворительные услуги? Замена некачественных дорогостоящих товаров производится только при существенных недостатках. Существенный или несущественный недостаток, как правило, определяет специалист – товаровед, эксперт, мастер сервис-центра. Несущественный недостаток продавец обязан устранить за свой счёт.


По закону требование о возврате денег за некачественный товар должно быть удовлетворено в 10-дневный срок после получения претензии потребителя. За каждый день нарушения этого срока вы вправе требовать неустойку в размере 1 процента цены товара. По долевому строительству законная неустойка насчитывается в размере двойной учётной ставки рефинансирования Центрального банка. В настоящее время учётная ставка рефинансирования составляет 8,25 процента годовых, соответственно, гражданин вправе рассчитывать на 16,5 процента годовых.


Отметим, что если гарантия на товар не закончилась, то покупатель вообще не должен заботиться о доказывании причин дефектов. Если же продавец подозревает, что покупатель сам повредил товар, то должен доказать это, проведя экспертизу за свой счёт. Если вы заказали товар, а доставили его вам с опозданием, то за каждый день просрочки вы можете требовать выплату неустойки в размере 3 процентов от его стоимости. Если дело дошло до суда, то суд взыскивает с продавца в пользу потребителя ещё и штраф в размере 50 процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Как видим, отстаивать свои интересы через суд потребителю достаточно выгодно.


В настоящее время в Удмуртии действует УРОО «Общественное объединение по защите прав потребителей и инвалидов», которое взыскивает штрафные проценты и моральный вред в пользу потребителя. Взысканные суммы составляют сотни тысяч, а бывает, и миллионы рублей. Главное, что гражданину не надо никуда ходить, всё за него сделает общественная организация.


По всем вопросам можно
обращаться по адресу: г. Ижевск,
ул. Ленина, 101 (БЦ «Байкал), офис 429.
Телефон 900-284.