В столице Удмуртии устанавливается довольно много памятников. Зачастую они выполняются не в том однообразном «советском» стиле, к которому многие привыкли: мужчины с героическим лицом, женщины с несгибаемой волей в глазах. В руках они держали инструмент, соответствовавший их роду занятий: молот, серп, флаг или автомат.  Десятками «стряпали» Ильичей, указывавших в прекрасное далёко.

Крокодилы, карлики в кафтанах и пельмени – новые веяния, которые многим пришлись не по вкусу. Сколько было споров о памятнике жертвам Чернобыля! Многие переживали за ветеранов, ликвидировавших аварию. Члены Республиканского общества инвалидов и ветеранов радиационных аварий - союз «Чернобыль» -  каждый год 29 сентября собираются вместе, чтобы повидаться, посчитаться... «И что же, они, герои-ликвидаторы, должны собираться у этого гнетущего монумента?» - говорили многие.

Мы очень привыкли к памятникам героям. Но стоит ли помнить только хорошее в истории? Секретарь союза «Чернобыль» Екатерина Винокурова знает, что сами «чернобыльцы» относятся к памятнику неоднозначно. «Это ведь памятник жертвам, - рассуждает она. - Когда его устанавливали, умирали первые ликвидаторы. Но нам бы, конечно, хотелось иметь памятник тем, кто остался в живых. Даже мраморная плита была бы лучше». Однако памятники живым не ставят – Михаил Калашников в этом плане исключение. Памятники устанавливают не живым, а для живых.

Сейчас «чернобыльца» перенесли на перекрёсток улиц Кирова и Горького под окна многоэтажки. Вот это действительно странное решение. Память памятью, но почему жители должны, выглядывая из своего окна на улицу, видеть статую умирающего от радиации человека?

Классические памятники не вызывают споров. Бронзовый Ломоносов, например, стоящий пока около УдГУ, или памятник революционеру Трокаю Борисову, установленный в сквере по улице Коммунаров. Монументу Трокая, наверное, недостает выписки из его биографии - на его борьбу за создание Удмуртской автономии намекает только книга в руках с соответствующим заголовком.

Другое дело Лосёнок, Пельмень, Крокодил и так далее. Они всегда вызывают споры. Вспомним хотя бы, какой резонанс вызвал памятник Ижику, над которым глумилась молодёжь, вешая на шею цепь и банку для сбора пожертвований в пользу Министерства культуры. Людей раздражал даже не Ижик, а то место, на котором он оказался, – Центральная площадь Ижевска, где кроме монумента Дружбы народов до этого не было ничего. И вдруг появляется Ижик - карлик в кафтане, объявленный чиновниками «талисманом» города. Многие восприняли это как провокацию. Надо полагать, что если бы этот Ижик стоял, например, у входа в горадминистрацию, на него бы никто не держал зла. Пускай, мол, будет талисманом для тех, кто его придумал.

Памятники бывают разные. Они могут выглядеть и по-советски, и по-новому, и как угодно. Лишь бы они хранили в себе память о том, о чем действительно стоит помнить.




Буддистская ступа. Традиционное культовое строение Тибета. В России таких немного. Ближайшая от Удмуртии находится в Морках (Марий Эл).






Памятник Михаилу Ломоносову стоит около 6-го корпуса УдГУ. Когда достроят университетскую библиотеку, он будет стоять возле её парадного входа.






Судя по затёртым поверхностям, памятник Крокодилу пользуется большой популярностью.








Многие памятники отмечены вандалами. Порой надписи очень странные.







Памятник жертвам радиационных аварий переносят на новое место. Кто-то повязал на шею погибающему человеку пионерский галстук.







Трокай Борисов.