6.jpg








«Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской  Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раза в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%, в 2007 году - 110,4% и  в 2012 году - 179,8%. Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008-2009 годов и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период».


Из проекта Стратегии развития
пенсионной системы РФ до 2030 года







Согласно прогнозу разработчиков проекта при сохранении действующей пенсионной системы «повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9 процента».


Разработанную стратегию выхода из этого тупика уже успели раскритиковать как раз за склонность к инерционности, хотя свёртывание накопительной части трудовой пенсии, касающееся всех граждан 1967 года рождения и тех, кто моложе, в Госдуме поддержали не только депутаты-«единороссы», но и оппозиционные КПРФ и «Справедливая Россия». Решение президента Путина «заморозить» до конца 2013 года сокращение обязательных накопительных отчислений с 6 до 2 процентов и передачу высвободившихся 4 процентов в страховую часть трудовых пенсий, поданное как компромисс, ничего не даёт ни нынешним, ни будущим пенсионерам. В выигрыше только финансовые посредники, получившие право за предстоящий «бонусный» год увеличить прокручиваемые ими средства накопительной части трудовых пенсий граждан на очередные сотни миллиардов рублей.


Неэффективность управления пенсионными средствами никем не оспаривается. Реальное обесценивание средств пенсионных накоплений признаётся разработчиками стратегии, которые приводят следующие данные: в среднем за период 2004-2011 годов доходность от инвестирования пенсионных накоплений составила около 6 процентов годовых при среднегодовой инфляции 10,1 процента
(в то время как среднегодовая индексация трудовой пенсии составляла около 15%). При этом авторов стратегии волнует возрастание рыночных рисков, по которым ответственность должно будет нести государство. Эти риски возрастают по мере увеличения объёмов пенсионных накоплений «в условиях нехватки инструментов инвестирования», как сообщается в проекте. В 2011 году общая сумма пенсионных накоплений составила 1,8 трлн рублей, в 2012-м - 2,3 трлн рублей, в 2014-м достигнет 3,5 трлн рублей. Высокими, как говорится в проекте, остаются издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках - 0,5-0,7%).


В будущем году работодатели будут продолжать, как и в нынешнем, выплачивать 22 процента от зарплаты своих работников в Пенсионный фонд России. Из них для тех, кто моложе 1966 года рождения, 16 процентов по-прежнему поступит в страховую часть, а 6 процентов - в накопительную. Таким образом, все, кто сегодня находится в возрасте до 45 лет, откладывают на будущую пенсию только 6 процентов, а оставшиеся 16 процентов идут на выплаты нынешним пенсионерам. С 2014 года это соотношение изменится – 2 процента на «свою» пенсию, а 20 процентов – тем, кто уже достиг пенсионного возраста. И это самый главный (вкупе с бюджетными трансфертами) источник «путинских» прибавок к пенсии, о которых так часто вспоминают накануне всех выборов. При таких «накоплениях» с позиции граждан, в принципе, нет смысла их сохранять, но привыкшие к дармовым пенсионным деньгам финансовые посредники, видимо, продолжают требовать «компромиссов».


Помимо перенаправления средств накопительной части в страховую часть трудовых пенсий спасать нынешнюю пенсионную систему планируют за счёт увеличения пенсионного «налогообложения» самозанятых граждан, которым «в целях адаптации к изменению страховой нагрузки» рассчитают фиксированный страховой взнос исходя из двукратного минимального размера оплаты труда
(в настоящее время один МРОТ) и роста страховых взносов работодателей на производствах с особыми и специальными условиями труда. То обстоятельство, что сегодня работникам с особыми и специальными условиями труда начисляется досрочная трудовая пенсия, а страховые взносы по ним идут как по всем остальным гражданам, признано несправедливым. Между тем проблему дефицита пенсионной системы России, как сходятся в расчётах все эксперты, эти меры не решат, дефицит сократится максимум на треть. При этом трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года, согласно проекту стратегии, будет превышать 2 процента валового внутреннего продукта страны.


Альтернативу нынешней пенсионной системе авторы стратегии видят в трёхуровневой системе (страховая трудовая пенсия плюс дополнительные индивидуальные и корпоративные накопления), которая, по мнению разработчиков, способна обеспечить работнику коэффициент замещения 55-70 процентов утраченного среднего заработка при условии страхового (трудового) стажа не менее 42-45 лет. В качестве более реальной задачи стратегии обозначено достижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов для лиц, выработавших трудовой стаж не менее 30 лет с заработком не менее среднестатистического. А с учётом теоретических корпоративных и индивидуальных форм накоплений индивидуальный коэффициент замещения заработной платы способен, по мнению разработчиков стратегии, достигнуть 47-50 процентов.


Все эти выкладки, предусмотренные в стратегии, как признают сами её разработчики, «не будут эффективно реализованы, если одновременно не произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда». Как считают авторы проекта, «главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда». Что касается демографии, то разработчики рекомендуют «реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах» и «улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости». Пенсионной системе страны нужны молодые и здоровые граждане. В следующем 2013 году ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который возьмут в расчёт страховой части трудовой пенсии по старости, составит 228 месяцев (19 лет) и в течение трёх последующих лет должен увеличиться до 252 месяцев (21 год). Далее, начиная с 2016 года, разработчики стратегии не заглядывали, предложив устанавливать период выплаты пенсий на дожитие в порядке, определяемом Правительством РФ.