9.jpg



«Нулевое чтение» закона о бюджете УР на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов состоялось в Госсовете Удмуртии в прошлый четверг, 8 ноября. Мероприятие не предполагало принятия решений и не требовало кворума, но спикер Александр Соловьев открыл заседание грозной речью в адрес многочисленных депутатов-прогульщиков, большинство которых составляли его сопартийцы из «Единой России». «Мне как председателю Государственного совета обидно, что присутствует 41 из 90 депутатов, - сказал он. – Либо наши коллеги хорошо знают бюджет, либо он их вообще не интересует. Я считаю, что это в корне неправильно. Прошу переписать всех, кто присутствует и кто отсутствует. Не для наказания, а просто я буду знать».


Министр экономики УР Михаил Зайцев выступил с 10-минутным докладом о плане социально-экономического развития на 2013-2015 годы. По его словам, правительство Удмуртии рассматривало два варианта прогноза: «консервативный» (+1,5% ВРП ежегодно) и «умеренно-оптимистичный» (+2,6% в год), предусматривающий рост валового регионального продукта с 346,5 до 439 млрд рублей к 2015 году при годовой инфляции 6-8 процентов. Эти «оптимистичные» показатели и должны обеспечить запланированный на 2013-2015 годы рост доходной базы бюджета УР по налогу на прибыль.


В зале, однако, нашлись еще большие оптимисты. Председательствующий Александр Соловьев упрекнул министра Зайцева в том, что бюджетные прогнозы по ВРП из года в год не сбываются, оказываясь на десятки миллиардов рублей ниже итоговых цифр (в 2009 году – на 3,8%, в 2010-м – на 4,3%, в 2011-м – на 9,1%, в 2012-м – на 9,8%). «Это о чем говорит? – прокомментировал спикер свою «домашнюю заготовку». – Либо мы плохо принимаем данные, либо приходят искаженные данные от тех, кто работает на предприятиях. Если мы в 2012 году показываем плюс 34 миллиарда к плану, то это неправильно».


В ответ глава Минэкономики УР заявил, что, по сути, не отвечает за эти прогнозные показатели. «На каждом предприятии, когда представляют свои прогнозы, всегда делают скидку на риск, может быть, по производственным вопросам, по сбыту своей продукции, - сказал Михаил Зайцев. – Наверное, это так, то есть предприятия свои риски несколько завышают. Любой руководитель предприятия сделает небольшой запас. Но, понимаете, за предприятие решать и поставить цифру, не подтвержденную его справками, что оно может выдавать такой-то объем продукции и выдать нам ВРП, – мы не можем взять на себя такую ответственность».


Доклад министра финансов УР Валерия Богатырева о бюджете-2013 занял почти целый час. Практически все цифры, прозвучавшие в его выступлении, были известны заранее – доходы в сумме 41,249 млрд руб., расходы - на 51,130 млрд руб., дефицит - 9,880 млрд руб. (14,7%), предельный объем госдолга на 1 января 2014 года – 23,206 млрд рублей. Информацию о расходах на обслуживание госдолга (1,9 млрд руб.) министр Богатырев так и не озвучил, впрочем, депутатов и правда не слишком интересовала эта тема. Большинство вопросов парламентариев по проекту бюджета касалось дележа разнообразных мер господдержки сельских поселений и сельхозпредприятий.


Первым выступил депутат Юрий Кайгородов (директор удмуртского филиала ФГУП «Почта России», избран от Кезского района, «Единая Россия»), который поинтересовался, можно ли увеличить дотации частным производителям молока, и пожаловался на то, что его избирательный округ обошли субсидиями. «Каким образом строятся отношения по бюджетной обеспеченности муниципальных районов? – задался он вопросом. - Вот Кезский район, который я представляю, субсидий на 115 миллионов рублей. Район большой, его можно сравнивать с Увинским – 245 миллионов, Шарканским – 150, Дебесами – 130, Алнашами – 138. Вообще, что тут учитывается?» «Я предлагаю провести учебу по этой методике, - ответил Валерий Богатырев. – Я вам сейчас ее за двадцать минут не расскажу, ее надо видеть. Там всё учитывается, вплоть до приобретения дров и угля, если нет газа. Методика очень сложная».


Долго пререкался с Валерием Богатыревым и депутат Павел Чушъялов (КПРФ, Малопургинский район), возмутившийся тем, что 125-миллионная субсидия на благоустройство в проекте бюджета выделена без росписи по отдельным районам. «Методика распределения – это дело Минстроя и правительства, а депутат должен знать, за какие цифры он голосует, - заявил депутат Чушъялов. – Может быть, там для Малопургинского района вообще ничего нет. Так я тогда не буду за такой бюджет голосовать». «Субсидии на благоустройство распределяются в течение года, точные цифры будут известны в феврале, - ответил глава Минфина. – Тем более что Малопургинский район до сих пор пока никто не обижал, вы знаете, да?» Павел Чушъялов, явно не удовлетворенный ответом, спросил насчет антикоррупционной экспертизы законопроекта (министр заверил, что к бюджетной сессии она будет в полном порядке) и уступил микрофон другим «ходокам за господдержкой».


Одним из двух человек, кто упомянул в ходе слушаний гигантские расходы бюджета Удмуртии на обслуживание госдолга, стал новоиспеченный глава фракции КПРФ Владимир Чепкасов. «Есть ли у Правительства УР понимание, как оно будет эти долги погашать, или мы будем надеяться только на Правительство России?» - спросил он министра финансов.


Ответ Валерия Богатырева, если коротко, заключался в том, что нет, понимания нет, и да, будем надеяться. «Ответ очень сложный, - заявил он с трибуны. - К большому сожалению, три года назад налог на добычу полезных ископаемых был полностью передан в федеральный бюджет. В то время как расходы в бюджете УР уже зафиксированы на следующие десять лет, и мы не можем завтра принять решение и не финансировать агропромышленный комплекс, коммунальное хозяйство. Поэтому мы вынуждены сегодня выходить на рынок заимствований, и меня это тоже не устраивает… Конечно, без помощи из бюджета РФ нам будет очень и очень сложно. Я очень надеюсь, что указы Президента РФ (о повышении зарплат бюджетникам. – «Д») будут подкреплены поддержкой федерального бюджета.


Я на это очень надеюсь».


Рассуждая о «расходах, зафиксированных на следующие десять лет», министр Богатырев прямо-таки нарывался на вопросы о миллиардных капвложениях в «волковское строительство», но эта тема осталась без продолжения.


Третьим докладчиком на парламентских слушаниях выступила глава постоянной комиссии Госсовета УР по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова – в ее предварительных замечаниях по основным параметрам бюджета-2013 тревога за госдолг и его обслуживание прозвучала даже объемнее, чем в вопросах коммуниста Чепкасова. «Действительно, очень высокая долговая нагрузка бюджета, увеличивается и нагрузка по обслуживанию долга, - сказала она. – Поэтому уже на следующий год в республике придется принимать программу мер по смягчению этих негативных последствий для бюджета в будущем, особенно в 2015 году»…


До 15 ноября проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов будет рассматриваться на заседаниях партийных фракций и постоянных комиссий, а 19 ноября пройдет обсуждение на «заседании двух президиумов» - Правительства и Госсовета УР - под председательством Президента УР Александра Волкова. Ожидается, что 27 ноября Госсовет Удмуртии примет его в первом чтении.