7.jpg


Ижевчанин Альберт Алексеевич Наумов, давний читатель нашей газеты, уже лет десять является уполномоченным представителем собственников 60-квартирного дома по адресу: ул. Пушкинская, 251. Будучи «технарём» по образованию, многие проблемы с «коммуналкой» в своём доме он привык анализировать, поэтому глубже, чем большинство жителей, понимает в этих вопросах. На этот раз Альберт Алексеевич обратился в редакцию по поводу платежей за потреблённую домом и жителями электрическую энергию.


По словам уполномоченного, весной прошлого года в их доме было капитально обновлено всё электрохозяйство, вплоть до установки новых квартирных счетчиков. Изменилась и схема учета потребления – все поквартирные счетчики теперь подсоединены через общедомовой счетчик, к нему же через отдельный контрольный счетчик подсоединены светильники на лестничных площадках, уличное освещение, домофоны, теплосчётчик, т.е. всё, что идёт на общедомовые нужды (ОДН). Нежилые, торговые помещения исключены из общедомовой схемы электроразводки. Уполномоченный по дому лично 1-го числа каждого месяца снимает два основных показателя – общий расход электроэнергии по дому с общедомового счётчика (ОД) и сколько потребили «места общего пользования», или как сейчас это называют – «общедомовые нужды», со счетчика (ОДН). Эти показания и показания квартирных счетчиков, вовремя сообщённые ему жителями, передаются в расчётный центр по электронной почте.


Как человек пунктуальный, Альберт Наумов ведёт собственный «журнал учёта». И ежемесячно получает на руки балансовый отчет о потреблении домом электроэнергии из расчётного центра энергосбытовой компании (УЭСК) - непосредственного поставщика электроэнергии - с прошлого года управляющая компания как посредник в сборе и переводе платежей граждан за потребление электроэнергии была отстранена после модернизации домового электрохозяйства. Казалось бы, вот теперь должен наступить «момент истины» - сети новые, приборы учета современные, учет под личным контролем уполномоченного по дому, показания счётчиков своевременно передаются, значит, все жители должны получить платежки в размере потреблённого.


Но вместо этого, говорит Альберт Алексеевич, полная несуразица. Поставщик в своей помесячной сводке почему-то оперирует не теми данными, которые регулярно сообщает уполномоченный представитель, а так называемыми «расчётными». В результате математических действий, не используя переданные фактические данные, снятые с точных измерительных приборов класса точности 1,0, жителям завысили потребление, а значит, и плату за места общего пользования, почти на 40% за 10 месяцев текущего года.


И, поскольку расчетные данные не соответствуют фактическому потреблению, случаются вещи совершенно парадоксальные. Так, в апреле, мае и октябре текущего года в платежках УЭСК жители получили нули по оплате МОП, а сводные значения по ним вышли… отрицательные! Получилось, что в этот период лампочки на лестничных площадках, домофоны не потребляли электроэнергию, а генерировали. Как такое могло произойти?!


Отрицательные значения, или «обнуление», - это тоже величина расчётная, которую выводят путем вычитания из расчетных значений общедомового счетчика суммированных значений поквартирных счетчиков. При этом поквартирные данные также являются «расчетными», поскольку не все жильцы сообщают свои показатели. С ними никто не работает, а «недоимки» энергетики перекладывают на добросовестных потребителей электроэнергии.


Если в результате такого расчёта цифра общедомового потребления оказывается меньше «вычитаемого» (суммы поквартирных показателей), разница получается отрицательной. Но если с плюсом, то далее она считается условно израсходованной на МОП и делится на сумму показаний поквартирных счетчиков, чтобы получить т.н. «коэффициент перерасчета». Его затем умножают на показания квартирного потребления конкретной квартиры. Полученный результат, умноженный на тариф, давал сумму к оплате за МОП. Так было до сентября этого года. Однако в соответствии с новым постановлением № 354 произошел переход расчета через коэффициент от показаний квартирного счетчика на формулу, связанную с площадью квартиры. Такой подход старший по дому Альберт Наумов считает таким же абсурдом, как и методику расчета потребления электроэнергии или оплату лифта в зависимости от площади квартиры.


На основе ежемесячных справок, полученных от поставщика, и собственных учетных записей Альберт Алексеевич сделал вывод, из которого следует, что поставщик, не принимая во внимание его сведений о реальном потреблении, фактически переводит в «зону» МОП все поквартирные неплатежи и свои недоработки методики расчёта оплаты. Таким образом, по добросовестным плательщикам распределяются те объёмы потреблённой электроэнергии, за которые не заплатили должники. В доме Альберта Наумова, по данным КРЦ, на март текущего года долг за электроэнергию составлял более 41 тыс. рублей за почти 17 тыс. кВт/ч. И это незаконно, так как солидарная ответственность собственников квартир по чужим долгам в коммунальном хозяйстве пока ещё нигде не прописана.


Любопытные данные следуют и из самой таблицы, составленной въедливым уполномоченным по дому. Оказалось, что т.н. «расчетные» показатели, вводимые энергетиками, будучи то больше, то меньше фактического потребления, в целом в случае с домом № 251 по ул. Пушкинской оказались занижены по сравнению с реальными. Так, за 10 месяцев текущего года, с января по октябрь включительно, по данным УЭСК, дом Альберта Наумова потребил 57 816 кВт/час, в том числе на долю квартир (по данным энергетиков) пришлось 53 651,362 кВт/час, на МОП – 4 586,648 кВт/час.


Между тем счетчики показали соответственно – общедомовой 65 880 кВт/час и МОП – 3304 кВт/час. Таким образом, общий показатель оказался ниже фактического на 12 229 кВт/час (-18,6%), а доля в оплате мест общего пользования больше фактической на 1282 кВт/час (+39%)! Так что догадки старшего по дому, что через оплату МОП энергетики стараются частично «восполнить» недополученное за квартиры, имеют под собой основание. А вот работать с должниками энергетики практически перестали – контролеров сокращают. В этом году контролёры приходили в дом дважды, и то по приглашению.


Кто в данном случае «пострадавший»? Как обычно – добросовестные плательщики. Они своевременно оплачивают то, что накрутил персональный счетчик, и плюс то, что «рассчитали» энергетики в виде платы за МОП. Ведь разобраться в образовании этой цифры не все могут, а спорить с поставщиком-монополистом бесперспективно.










Вместо Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных в мае 2006 года Постановлением Правительства РФ № 307, в прошлом году введены в действие новые Правила. Они утверждены Постановлением № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857). Приводим выдержку из новых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в части обязанностей стороны, предоставляющей коммунальные ресурсы.



IV. Права и обязанности исполнителя


31. Исполнитель обязан:


а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;


б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;


в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;


г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;


д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;


е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;


ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях