8.jpg






Эксперты отмечают, что новым законопроектом власть стремится окончательно узаконить то, что делалось все последние десятилетия – перевод образования на коммерческие рельсы. Целый ряд законодательных нововведений позволит властям сократить государственное финансирование до такого уровня, что говорить об общедоступном и бесплатном образовании в России через пару лет будет уже окончательно неприлично. Хотя проект формально не отменяет конституционный принцип общедоступности и бесплатности образования, в него заложен целый ряд подводных камней.


Детсады


Законопроект вводит разделение дошкольного образования на собственно «образование» и на так называемые «присмотр и уход». Это означает, что за «присмотр» детский сад сможет взимать с родителей отдельную плату. При этом механизм определения платы в законе не прописан. Сказано лишь, что будет учитываться «материальное положение родителей» и что средний размер родительской платы за «присмотр и уход» будет определяться региональными властями. Принимая во внимание, что, например, государственный долг Удмуртии к 2014 году достигнет 24 млрд руб. (то есть почти сравняется с уровнем собственных доходов республики), не стоит питать иллюзий относительно желания властей республики сэкономить на дошкольном образовании.


Ещё одна норма закона гласит, что в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. Региональные власти получат возможность сократить до минимума строительство новых детских садов. А зачем? – закон ведь не обязывает.


Средняя школа


Упрощается процедура ликвидации сельских школ. Законопроект разрешает ликвидировать образовательные организации на селе с согласия местных (как правило, послушных исполнительной власти) депутатов. Ранее это можно было сделать только с согласия сельского схода. Как показывает практика, основным поводом к закрытию сельских школ является «нерентабельность», которая возникает из-за недостаточности выделяемых согласно введённому самими властями подушевому финансированию средств. А если кто-то ещё сомневается, что власти решатся на такие меры, пусть вспомнит, как совсем недавно в сельской местности была ликвидирована «нерентабельная» система фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).


В проекте отсутствует регулирование правового статуса лицеев, гимназий и прочих типов школ с углублённым изучением предметов, получивших распространение в 90-е годы. Это, по мнению Андрея Демидова, председателя межрегионального профсоюза «Учитель», грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу.


Школы теперь получают возможность заниматься коммерческой деятельностью по своему профилю. То есть официально можно сделать платными уроки, не включённые в обязательный компонент образовательного стандарта. Это означает перевод на коммерческие рельсы прежде всего самых конкурентоспособных учебных заведений. Лицеи, гимназии, школы для одарённых детей станут окончательно недоступны большинству талантливых мальчишек и девчонок из малообеспеченных семей.


Высшая школа


Уже сегодня доля студентов, обучающихся за счёт бюджета, по сравнению с 2000 годом упала с 59,6 до 37,2%. Законопроект продолжает курс на ликвидацию бесплатного высшего образования. По инициативе Министерства образования количество бесплатных мест в вузах ставится в зависимость не от численности населения в целом, как раньше, а от количества лиц определённого возраста. Вместо действующего на данный момент норматива - 1700 бюджетных мест на 10 тысяч населения - в проекте закона заложена норма – 800 мест на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. Авторы проекта не скрывают, что это позволит к 2015 году сократить около 180 тысяч бюджетных мест.


Законопроект с учётом Болонской декларации закрепляет две ступени высшего образования - бакалавриат (первые три года обучения) и магистратуру (ещё два года). Однако в законе не прописаны гарантии получения бесплатного образования по магистерским программам.


Странным образом преемственность образовательных программ в законопроекте гарантируется только от дошкольного до школьного уровня. Это значит, что минимум знаний, достаточный для поступления в вуз, школа отныне обеспечивать не должна. Государство, по сути, отказывается брать на себя гарантии предоставления бесплатных знаний, достаточных для поступления в высшее учебное заведение.


Зарплаты преподавателей


В законопроекте не прописана обязанность властей обеспечивать уровень заработной платы педагогических работников не ниже средней по экономике данного региона. «Целевые ориентиры» по зарплате, к которым сегодня на словах призывает правительство, никаких гарантий, конечно, не дают. Не секрет, что сегодня учителя работают буквально на износ, часто на полторы ставки и более, не успевая ни качественно проверить работы учеников, ни подготовиться к урокам, а уж о самообразовании не идёт и речи.


Право самостоятельно с 2008 г. распределять часть государственных средств (формально - совместно с профсоюзом) привело к установлению во многих вузах «запредельной» нормы рабочей нагрузки - минимум 900 часов в год - иногда без учёта часов на проверку контрольных работ и домашних заданий, не говоря уже о научной деятельности. В итоге многие преподаватели, не покинувшие вузы даже в 1990-е, вынуждены увольняться и искать работу в других сферах. «Поскольку природа не терпит пустоты, это пространство заполняется малообразованными инертными молодыми людьми, которых не берут даже в офисы, а также убогими карьеристами с непомерными амбициями и психическими отклонениями», - отмечает Елена Галкина, профессор кафедры истории Московского педагогического государственного университета.


Проект отменяет компенсации педагогам расходов на методическую литературу, так же как и гарантии льгот сельским учителям по жилищно-коммунальным платежам. Педагоги Удмуртии, немало потрудившиеся на всех последних выборах, агитируя в пользу партии «Единая Россия», могут поблагодарить самих себя за «правильно сделанный выбор».


Теологию в вузы! Отчисление «за поведение»!


Опасным нововведением законопроекта, противоречащим светскому характеру государства, является содержание статьи «Особенности получения теологического и религиозного образования», которая предполагает введение федеральных стандартов… по теологии. Причём данные стандарты будут проходить согласование в руководящих инстанциях соответствующих конфессий. «Реализация этих положений проекта на местах, особенно в регионах с высокой религиозностью руководства и/или населения, приведет к самому настоящему возврату в средневековье», - полагает профессор Елена Галкина.


Законопроект даёт право вузам отчислить студента не только за академическую неуспеваемость, но и за совершение дисциплинарных проступков (предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка). На деле это приведёт к расширению практики отчислений «за политику», будет способствовать формированию среди студенчества подданнической политической культуры вместо гражданского поведения.


«Новые инициативы власти могут привести к окончательному переходу России в состояние общества двух культур с непреодолимой пропастью между безответственной элитой, покупающей технологии и воспитывающей отпрысков в других странах, и тёмным, униженным и пассивно-агрессивным народом», - констатирует эксперт.


Что делать?


«Официальные» (ФНПР) профсоюзы работников народного образования заняли в отношении нового законопроекта критическую позицию, но от организации массовой кампании протеста отказались. В настоящее время работу по организации давления на власть в поддержку своих поправок в опасный законопроект начали гражданские активисты из целого ряда общественных организаций - межрегионального профсоюза «УЧИТЕЛЬ», ассоциации «Свободный университет», движения «Российским детям доступное дошкольное образование», движения «Образование для всех» и др.


Организованы обращения в адрес депутатов Госдумы, направлены проекты поправок, 10 ноября в Москве и ряде регионов пройдут митинги и пикеты «Защитим образование и науку!». В Ижевске в начале этой недели тоже создан оргкомитет кампании из активистов Ижевского Гражданского Совета и движения «Ижевские родители», а также отдельных сотрудников вузов и школ. Во вторник представителями оргкомитета подано уведомление о проведении акции протеста 10 ноября (суббота) в 12 часов у памятника А.С. Пушкину перед 2-м корпусом УдГУ.