Самым демократичным, судя по итогам голосования, должен стать новый парламент в Северной Осетии, здесь у «Единой России» 44,2 процента поддержки и самый большой совокупный процент голосов у трёх других партий, прошедших 7-процентный барьер, почти равный голосам «партии власти» - 44,3.
В двух из шести прошедших через выборы регионов – Пензенской области и Краснодарском крае - выбора теперь почти нет, в этих субъектах РФ в ближайшие пять лет законодательные собрания будут состоять из представителей только двух партий – «Единой России» и КПРФ. При этом у коммунистов нет реальной возможности влиять на принятие решений – в пензенском парламенте у них всего 12,5 процента, в краснодарском и того меньше – 8,98 процента.
В других регионах, кроме Северной Осетии, ситуация ненамного лучше.
В Удмуртии, несмотря на то, что прошедшие в Госсовет УР три оппозиционные партии – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - набрали в совокупности 32,2 процента голосов, в реальности получили лишь 20 процентов депутатских мандатов. В Саратовской области КПРФ и «эсеры» набрали на двоих 13,3 процента, в Сахалинской ситуация похожа на удмуртскую – у оппозиции в совокупности 33,9 процента.
Какие технологии использовал административный ресурс для получения высокого результата «Единой России»? В принципе, те же, что и раньше. В трёх регионах, где «партия власти» получила под 70 процентов и выше, наблюдается повышенное по сравнению с другими регионами голосование на дому. Например, в таком курортном регионе, как Краснодарский край, фактически каждый пятый (!) избиратель не смог по состоянию здоровья самостоятельно дойти до избирательного участка. Здесь самый высокий процент голосования с помощью переносных урн – 19,6. Больше, чем в других регионах, голосовали на дому в Пензенской и Саратовской областях. Здесь в переносных урнах обнаружили 15,87 и 12,55 процента выданных избирателям бюллетеней. В республиках Удмуртии и Северной Осетии с помощью переносных урн проголосовало вдвое меньше – 6,36 и 5,85 процента соответственно.
Между тем в Удмуртии руководству близких к властям коммерческих структур и предприятий, видимо, понравилась технология использования открепительных удостоверений. Из шести регионов повышенный процент выданных избирателям открепительных удостоверений, с которыми избирателей организованно подвозили на определённые участки, наблюдался в трёх субъектах РФ: Саратовской области, Удмуртии и Краснодарском крае. Причём Удмуртия по части открепительных удостоверений заняла 14 октября твёрдое второе место – их получили 1,85 процента от общего числа зарегистрированных избирателей, или 4,5 процента от числа проголосовавших.
Отдельной технологией, тесно связанной с «медведевской» политической реформой, стало избыточное количество участвующих в выборах новорождённых партий. Самое меньшее число участников выборов – 11 избирательных объединений, максимальное – 17 партий, попавших в бюллетени в Северной Осетии и Краснодарском крае. Минимальный совокупный результат новорождённых партий зафиксирован в Саратовской области – 3,63 процента, максимальный - в Краснодарском крае – 8,97 процента. Эти небольшие проценты, отданные за новорождённые партии, по мнению экспертов, не позволили пройти в законодательные органы нескольким «старым» партиям.
В Пензенской области чуть-чуть недобрала до проходного барьера ЛДПР (4,61%), в Краснодарском крае - «Справедливая Россия» (4,15%) и опять ЛДПР (4,56%). В похожей ситуации оказались в Удмуртии и «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (4,47%). В целом всех, кроме «Единой России», подвела явка. Близкие к властям политологи уже объяснили низкую активность избирателей тем, что, значит, граждане всем довольны.
«ПАРОВОЗЫ» УХОДЯТ
ЦИК УР передал «отказные» мандаты кандидатам-«подснежникам»
В понедельник, 22 октября, за несколько часов до начала первой сессии Государственного Совета Удмуртии пятого созыва ЦИК УР завершил передачу мандатов депутатов, избранных по партийным спискам. От статуса депутатов Госсовета УР отказались семь членов «Единой России», лидер ЛДПР, два коммуниста и один «эсер».
Среди отказников-«единороссов»: Президент УР Александр Волков, три министра из Правительства УР – Олег Гарин (транспорт), Виктор Балакин (безопасность) и Михаил Зайцев (экономика), а также трое муниципалов – глава МО «Алнашский район» Сергей Токарев, глава МО «Шарканский район» Александр Прохоров и Ольга Епишкина, начальник отдела образования Воткинского района. Их мандаты переданы бизнесменам Карену Манукяну (гендиректор ООО ГК «Литос»), Дмитрию Войту (гендиректор ООО «Рос-Агро»), Валерию Пескову (заместитель гендиректора ООО «Водолей») и Дмитрию Лукину, возглавляющему общественную организацию «Совет по развитию спорта в УР», а также главврачу горбольницы № 10 Алексею Чуршину, члену Совета Федерации Владимиру Щербакову и ректору УдГУ Галине Мерзляковой.
Мандат Владимира Жириновского достался директору ООО «Гарант-Реги» Станиславу Лыскову, обеспечившему ЛДПР десятки рекламных баннеров для проведения выборной кампании в Госсовет УР.
Мандат другого депутата Госдумы – Виктора Шудегова, возглавлявшего список «Справедливой России», передан руководителю исполкома регионального отделения «эсеров» Вениамину Соломенникову.
У КПРФ вакантными оказались два мандата – от работы в Госсовете УР, как и ожидалось, отказался депутат Госдумы Николай Сапожников, а также депутат Глазовской городской думы Ирина Баженова, работающая старшим специалистом в негосударственном пенсионном фонде «Промагрофонд». Их мандаты переданы Леониду Смердягину, директору ООО «Санаторий-профилакторий «Свет», и заведующему кафедрой «Финансы и кредит» в ИжГТУ Джабраилу Гаджикурбанову, который теперь должен будет сложить полномочия депутата Ижевской городской думы. Таким образом, как сообщают в ЦИК УР, формирование пятого созыва Государственного Совета Удмуртской Республики, состоящего из 90 депутатов, завершено.