11111.jpg




«Где-то метрах в двух от берега лентой шириной в полметра по Каме плыло нескончаемое по длине маслянистое пятно - коричневая жижа с маслянистыми разводами, по цвету - коричневое, пахло от него нефтепродуктами. Оно проплывало мимо меня, стоящего на месте, больше 6 часов», – рассказывает Андрей Куликов.


В разное время, в разных местах гигантское пятно было замечено удмуртскими рыбаками, отписавшимися на городских форумах – Izhfish.ru и МАРК-ИТТ. По обрывкам сведений очевидцев-рыбаков восстановилась хронология и география дрейфования нефтяного пятна. Сначала люди обнаруживали только следы прохождения опасного вещества. 15 сентября пользователь ShukoLOVE в деревне Паздеры Воткинского района запечатлел на фотоаппарат остатки прибившегося к берегу абсорбировавшегося нефтепродукта. «Внешне и по консистенции масса похожа на литол», - отмечает форумчанин.


Такое же вещество было замечено двумя рыбаками на побережье близ деревни Сидоровы Горы, менее чем в трёх километрах от деревни Паздеры вниз по течению. «Около берегов - еще разводы, как от бензина. Фидер (рыболовная донная снасть. - Прим. авт.) кидал, так вся леска и катушка залипли», - пишет на марковском форуме Sancho 112.


19 сентября рыбак под ником Fisher обнаружил в Поварёнках жирную маслянистую субстанцию, приставшую к берегу по следам последнего самого мощного прибоя. «Вдоль всего берега сантиметров в 20-30 шириной лежит солидолоподобное вещество», - сообщает он. «Взвесь эта идет по всей толще воды», - пишет пользователь под ником Качал, видимо, изучивший пятно в момент прохождения его в районе села Гольяны Завьяловского района Удмуртии, что в девяти километрах от деревни Поварёнки.


Через неделю, 24 сентября, пятно было обнаружено в Усть-Бельске и Зуевых Ключах Каракулинского района. Об этом сообщила пользователь под ником KamVolf-SD: «Сегодня с утра и до 15 часов от Усть-Бельска до Зуевых Ключей по всей ширине Камы плыло сплошное нефтяное пятно. Над водой сильный запах нефтепродуктов. А еще огромное количество сброшенного в воду мусора, в пакетах и без оных».


В этот же день «жидкий груз» встретили в селе Красный Бор Агрызского района Республики Татарстан. «Эта хрень, с запахом, как у солярки, текла утром в течение шести часов плотным слоем по всей Каме», - сообщает очевидец STD73. Село Красный Бор находится примерно в 152 километрах от деревни Паздеры по течению реки, если верить подсчётам Яндекс-карт. 23 сентября, как уже говорилось выше, гигантское нефтяное пятно проплыло в районе Сидоровых Гор – почти что в начале нашего выявленного «маршрута» пятна. Очевидно, что это уже другое – новое пятно.


Любители рыбной ловли стали отмечать замор рыбы в местах прохождения губительной плёнки. «В районе Поварёнок с лодки вытащил судака 2,5 килограмма, плыл дохлый вверх брюхом, - пишет форумчанин. - Рыба свежая, без видимых повреждений и заболеваний. Вообще заметил, что судак здесь дохлый плавает частенько». «Был вчера в Поварёнках. На берегу этого г… уже нет, но много мертвой рыбы попадается на дне. В основном мелочь». Жаловались рыбаки и на замор судака в селе Докша Завьяловского района. «Знакомые ездили в Гольяны. Хотели порыбачить на фидер. Не вынесли пейзажа. Судака много разбросано по берегу - жрут вороны. Скорее всего, сдох из-за химии или от нефтепродуктов», - рассказывает на форуме John SC.


Очевидец экологического бедствия Андрей Куликов рассказал корреспонденту «Д», что 25 сентября он позвонил в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии и сообщил им о том, что увидел. «Я был первым, от кого они узнали о нефтяном пятне. Никакой дополнительной информацией они не располагали. Просили у меня уточнить для них районы загрязнения и объяснить, как туда добраться. Сказали, что после выяснения точного места готовы выехать. Сказали, что будут держать меня в курсе дела. Но заглохли», - говорит Андрей Куликов.


Ещё один звонок - в Удмуртскую природоохранную межрайонную прокуратуру - 26 сентября сделал другой рыболов - Сергей Макаров, вышедший на связь с корреспондентом «Д». «Опираясь на информацию, которую я собрал на форумах, я перечислил им места, в которых пятно проплывало. В этот же день вечером мне перезвонили и сообщили, что проведённая проверка реки в одном из перечисленных мною местах не выявила фактов загрязнения. Я посоветовал им подумать о том, что пятно, должно быть, уже сдвинулось с места. С тех пор – тишина. Реку жалко», - рассказывает рыболов.


Чтобы узнать об итогах проведённых работ по обнаружению и ликвидации чрезвычайной ситуации, мы связались с начальником отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Михаилом Зауголышевым, начальником отдела Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по УР Заикой, прокурором Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Егором Вихаревым. С момента первого известного сообщения от граждан об обнаруженных следах «нефтяного явления» к тому времени прошла уже неделя.


«По сообщению Куликова мы выехали на место, сделали осмотр, - рассказал корреспонденту «Д» Михаил Зауголышев.- Фрагменты нефтяных пятен подтвердились. Мы провели обычную работу. Ничего категорически страшного не заметили. Вылитой в реку нефти нет».


В конце разговора чиновник пояснил, что подобных известий на дню очень много, так что об итогах проделанной работы «так сразу на память» он говорить не может. Нужно поднять отчёты.


Из ответа представителя министерства стало ясно, что их ведомство ликвидирует только зацепившийся за берег мусор и примкнувшие к берегу маслянистые разводы. Словом, странствующее опасное вещество Министерство природных ресурсов не интересует.


«О выполненных по данному случаю работах мы отчитались перед Вихаревым (прокурор Удмуртской природоохранной прокуратуры. – Прим. авт.), – грубо ответил М. Заика. – Все вопросы по этому поводу к нему». Г-н Заика добавил, что МЧС уже отчиталось и послало рапорт о проделанной работе в адрес прокуратуры.


«Необходимые работы ведутся. МЧС России по УР нами выдано предписание проверить информацию, поступившую от граждан, и в случае обнаружения ликвидировать загрязнение, – сказал прокурор Егор Вихарев. – Сегодня МЧС как раз должно отчитаться перед нами».


- Сообщение от Сергея Макарова поступило неделю назад? - спросила я Егора Вихарева.


- Велись работы.


- А предварительные данные по проделанной работе у вас есть?


- Нет. Этот Макаров столько мест враз перечислил. Он вообще затруднялся точное место загрязнения обозначить. Представляете, если мы по каждому такому мнимому звонку и по каждому названному месту будем технику для ликвидации последствий отправлять?


- Пятно плывет по течению, а не стоит на месте. Смысл проверять на месте, где пятно было замечено, если через несколько часов у плывущей плёнки уже будет совершенно другое месторасположение? Какая техника для обнаружения источника загрязнения и его ликвидации используется в таких ситуациях?


- Предлагаю вам дождаться предоставленного мне отчёта.


Прокурор просил перезвонить вечером, когда ему должны были предоставить отчёт, но в назначенное время трубку телефона он не поднял. Как планируют ловить странствующие ядовитые гигантские плёнки, кто понесёт ответственность за происходящее, какие версии произошедшего у прокуратуры? – ответы на эти вопросы получить так и не удалось.


Объяснения чиновников похожи на детский лепет. Невнятная позиция по серьёзным вопросам, по меньшей мере, настораживает. Каждый год специалисты поисково-спасательной службы при МЧС и энергетики проводят внутренние учения, где отрабатывают методику блокировки и изъятия нефтепродуктов с поверхности воды.


По иронии ли судьбы в прошлом году учения проводились как раз в районе упомянутых Сидоровых Гор. «Во время учений участники сбора отработают технологию постановки боновых заграждений в различных условиях, а также использование специального оборудования для сбора нефтепродукта с поверхности воды с использованием нефтесборщиков (скиммеров)», - сообщили информационные агентства 29 июня 2011 года.


Мощная утечка нефтепродуктов с барж и судов, выброс отходов Воткинской ГЭС, слив отходов с Чайковского нефтехимического комбината – такие неофициальные версии возникновения загрязнения высказываются сегодня. Всплывала версия и о том, что загрязнение могло быть вызвано неудачной ликвидацией бесхозной самоходной баржи с мазутом, пролежавшей 20 лет. Случайно отрыв баржу в начале сентября нынешнего года, обнаружили, что она до краёв наполнена нефтесодержащей жидкостью. Администрации города Сарапула поручили демонтировать её. Однако позже выяснилось, что место нахождения баржи (д. Симониха Сарапульского района Удмуртии) находится немного ниже по течению Паздер, Сидоровых Гор и Поварёнок, в которых были обнаружены первые следы дрейфующего нефтепродукта.




2.jpg