2.jpg



Автодорога с уголовным будущим построена в Балезинском районе УР ещё в 2011 году. Эта дорожная стройка совершенно аналогична десяткам других, пока не получивших оценку прокуратуры и полиции. В ней всё типично: заявленная цель (ликвидация сельского бездорожья по региональной программе), маршрут (Базаны – Новоселы, две деревни вдалеке от посторонних глаз и основных транспортных магистралей), протяжённость (около 2 км), стоимость (около 50 млн рублей) и подрядчик (ГУП УР «Удмуртавтодор»). За последние годы работники «Удмуртавтодора» реконструировали в удмуртской глубинке немало таких 40-50-миллионных гравийных отрезков.


По версии начавшегося следствия, получив за работу по смете 50,034 млн рублей, сотрудники ГУП «Удмуртавтодор» похитили из них около 4,6 млн рублей, не выполнив часть работ, предусмотренных строительным проектом. «Экономия» достигалась в том числе за счёт «использования не предусмотренных проектом материалов», сообщила в прошлый четверг, 20 сентября, пресс-служба Прокуратуры УР.


Это может означать, что и способ хищения бюджетных средств был «типичным». В июле-августе 2012 года «Д» писал о точно такой же стройке в Ярском районе Удмуртии. На двухкилометровом отрезке гравийной дороги Нижний Укан – Тупалуд (46,8 млн рублей из бюджета УР), по словам депутатов Ярского райсовета, работники ГУП «Удмуртавтодор» несколько недель подряд закатывали в основание дорожного полотна растительную почву, взятую с боковин будущей трассы, экономя таким образом на подвозе карьерного грунта самосвалами.


При этом законодательство о госзакупках в Ярском районе было полностью отброшено и забыто. Подписав первоначальный контракт на дорогу Н. Укан - Тупалуд стоимостью 41 млн рублей, «Удмуртавтодор» вскоре расторг его «по соглашению» с Миндортрансом УР, затем с июля по сентябрь с перерывами работал вообще без каких-либо прав на эту стройку и, наконец, в результате повторного аукциона получил госзаказ на те же самые работы, но на 6 млн рублей дороже (за счёт бюджета УР). И это, к слову, госпредприятие, учреждённое Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР и главный строитель дорог в Удмуртии, ежегодно осваивающий колоссальные отчисления из республиканской казны.


Сколько именно строит в Удмуртии отдельно взятый «Удмуртавтодор», открытой статистики не ведётся. На портале госзакупок удалось насчитать 50 государственных и муниципальных заказов стоимостью от 1 миллиона рублей, доставшихся этому предприятию в 2012 году. Их общая стоимость – около 715 млн рублей, причём подавляющая часть этих денег будет потрачена на сельских объектах, аналогичных дороге Базаны – Новоселы в Балезинском районе УР и Нижний Укан – Тупалуд в Ярском. Для сравнения: общий объём финансирования республиканской целевой программы «Развитие автомобильных дорог в УР» на 2012 год составляет 436,7 млн рублей из федерального бюджета и 844,4 млн рублей из бюджета УР, то есть ныне пойманным за руку строителям уже переданы по контрактам права на заведомо большую (по стоимости) часть дорожных строек Удмуртии на этот год.


В таких случаях чиновники любят рассуждать о злоупотреблениях на местах и искать «стрелочников». В свою очередь районные управляющие «Удмуртавтодора» всячески подчёркивают, что являются лишь исполнителями решений, принимаемых в ижевском офисе госпредприятия. Так, начальник Ярского дорожного управления «Удмуртавтодора» Владимир Саламатов, комментируя «Д» ситуацию с укан-тупалудской дорогой, обратил внимание на то, что районные филиалы ГУПа не являются даже юридическими лицами, то есть ответственных по любым вопросам следует искать среди центрального руководства. А главное, первый сигнал о злоупотреблениях «Удмуртавтодора» от депутатов Ярского района мог быть случайностью, второй - от прокуратуры и МВД по УР из Балезинского района – это уже система. Бурная деятельность «Удмуртавтодора» и Миндортранса УР должна быть подвергнута сплошной проверке. Мало найдётся отраслей, где цена вопроса была бы настолько же высока.