7.jpg




Нарушать заставим


О том, что водители в целом стали аккуратнее ездить, свидетельствует и зафиксированное в Удмуртии по итогам прошлого года снижение общего числа привлечённых к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. По сравнению с 2005 годом снижение составило 11,2 процента. Но здесь, в отличие от статистики с числом ДТП и количеством зарегистрированных транспортных средств, не всё так прямолинейно. С августа 2007-го по июль 2008 года федеральные власти в три этапа ужесточили ответственность за нарушение ПДД, внеся соответствующие изменения в КоАП. И эти меры не замедлили отразиться на статистике правонарушений на дорогах – число наказанных пошло в рост, достигнув своего пика в 2009 году (584,1 тыс. нарушений). После чего водители «приспособились» и статистика правонарушений на дорогах снова пошла вниз, причём резко. За два последних года (2010-2011 гг.) число привлечённых к административной ответственности за нарушение ПДД сократилось по сравнению с пиковым на наказания 2009 годом на 132 017 человек, или на 22,6 процента (!). Соответственно, надо полагать, сократились и денежные поступления от штрафов в бюджет и на специальный счёт ГИБДД.


«Заботливое» государство


Государство всегда одинаково реагирует на такие тенденции – начинает резко «заботиться» о безопасности своих граждан. В этой связи новые поправки в КоАП и Правила дорожного движения, ужесточающие ответственность водителей, становятся неизбежными. С января 2012 года новые поборы коснулись только граждан, занимающихся частным извозом, а с июля увеличение штрафных санкций за спектр нарушений, связанных с требованиями к парковке и тонировке стёкол, так или иначе, затронуло почти всех водителей. Руководство ГИБДД уже объявило о своих планах расширить применение технических средств видео- и фотофиксации, и теперь можно ожидать, что в ближайшие два года статистика привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения снова пойдёт вверх. Соответственно, возрастут и поступления в казну от штрафных санкций. Что касается усиления безопасности на дорогах, то последние нововведения можно притянуть к данной теме исключительно теоретически, без какой-либо серьёзной аргументации.


Без шансов, без вариантов


О статистике применения высшей меры наказания для водителей - лишении права управления транспортными средствами - надо говорить отдельно. Угроза лишения прав делает альтернативу наказания штрафом не такой уж тяжёлой. В этом случае для многих становится «не жалко» расстаться даже с достаточно большой суммой в несколько тысяч рублей. Возможно, в этом и есть какой-то психологический смысл наличия такой меры, как лишение прав. Между тем наиболее массовые нарушения, за которые лишают прав, например, выезд в нарушение ПДД на встречную полосу (ст. 12.15, ч. 4 КоАП), предусматривают штраф только в случае фиксации правонарушения техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Во всяком случае, так, без вариантов, трактуют эту норму в наших удмуртских судах.


Трезвые вытесняют пьяных


В общем объёме административных дел, связанных с нарушением Правил дорожного движения и совершённых в 2011 году на территории Удмуртии, доля лишённых водительских прав составила 2,2 процента. В 2005 году этот показатель равнялся 1,6 процента, а пик пришёлся на 2008 год – 2,45 процента. Тем не менее в абсолютных цифрах это не так уж и мало. Сейчас в несгораемом сейфе в кабинете №121 на первом этаже здания Управления ГИБДД по УР по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 1а ожидают окончания сроков ограничения прав у своих владельцев более 10,1 тысячи водительских прав. Пиковым на лишения в абсолютных цифрах для водителей Удмуртии был уже упоминавшийся 2009 год – 13 913 административных дел. И дело здесь вовсе не в массовом превышении пороговых 0,3 промилле. С 2008 года число лишённых прав за вождение в нетрезвом состоянии в Удмуртии стабилизировалось, а затем начало снижаться. В прошлом 2011 году 41,4 процента водителей, лишённых водительских прав, были наказаны не за пристрастие к алкоголю, а за другие нарушения ПДД, ответственность за которые прописана в Кодексе об административных правонарушениях. Всего таких норм в КоАП около трёх десятков – от управления авто со световыми приборами с огнями красного цвета до превышения скорости более чем на 60 км/ч и т.д. Несколько позиций оговаривают лишение прав за «специальные световые или звуковые сигналы» - «партия власти» ревностно следит за своей монополией на «мигалки».


Итого


Чтобы прийти к изложенным в публикации выводам, редакции «Д» пришлось дважды обращаться с соответствующими информационными запросами в Управление ГИБДД по УР. К чести этого ведомства все использованные в материале данные были предоставлены официально и без каких-либо проволочек. Невыясненным осталось лишь одно значимое для дела обстоятельство – количество сотрудников УГИБДД МВД по УР и их распределение по структурным подразделениям управления по годам за период с 2005-го по 2011 год. Согласно ответу, подписанному заместителем начальника управления Валерием Моховым, эти данные «относятся к категории «для служебного пользования» и не могут быть предоставлены».


С таким объяснением можно было бы поспорить, но нет смысла. Для развенчания мифа о тенденции роста числа ДТП и необходимости ради борьбы за безопасность дорожного движения раз в три года затевать всё новые и новые кампании по ужесточению административных наказаний участникам дорожного движения данных вполне достаточно.





На территории Удмуртии в период с 2005-го по 2011 г. было совершено 12 383 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 2103 человека, ещё 14 007 человек получили ранения. В данный период число ДТП и их жертв непрерывно снижалось. По сравнению с 2005 годом смертность на дорогах Удмуртии в 2011 году сократилась на 16,9%, число раненых уменьшилось на 12,7%.



1.gif



Общее число зарегистрированных на территории Удмуртии транспортных средств за период с 2005-го по 2011 г.  увеличилось на 65 262 единицы (+15,2 %). При этом доля личного автомототранспорта в общем количестве республиканского автопарка выросла с 84 до 89,5%.



2.gif



Общее число привлечённых в Удмуртии к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения в период с 2005-го по 2011 г. составило 3 668 788 участников дорожного движения. Из них более 89% являются водителями транспортных средств, остальные - пешеходы. По сравнению с 2005 годом число привлечённых к административной ответственности снизилось в 2011 году на 56 752 человека (-11,2%).


3.gif



Общее число лишённых в Удмуртии права управления транспортными средствами в период с 2005-го по 2011 г. составило 79 987 человек, из них 58 633 (73,3%) - за вождение в состоянии алкогольного опьянения. По сравнению с 2005 г. число лишённых водительских прав увеличилось в 2011 году на 1882 человека (+18,6%), при этом количество лишённых прав за вождение в нетрезвом состоянии, наоборот, сократилось - на 2041 человек (25,6%).


4.gif



Доля нетрезвых водителей среди тех, кого лишали права управления транспортными средствами


5.gif