3_1.jpg




Поселок Яр вдвое больше иных райцентров, Ярский район тоже не самый маленький. Но расстояния решают всё: поехать в Яр из Ижевска - это три часа автобусом по дороге до Глазова, а оттуда еще 40 километров к западу на чём повезет. От Яра до Кирова ближе, чем до Ижевска, хоть на машине, хоть по «железке», а главный центр притяжения в округе – Глазов, «северная столица» республики. Там деньги, люди и связи – материк.


На площади глазовского вокзала меня встретил Александр Сунцов, ярский депутат райсовета. Предприниматель, общественник и «персона нон грата», как он себя называет – с прошлого года, получив мандат, с сопартийцами-коммунистами стал задавать разные вопросы местным властям. Администрация не сдает без боя даже текст устава муниципалитета: Ярский район – это еще и бюджет, на 90 процентов наполненный субсидиями из центра, и 57 процентов голосов на думских выборах за «Единую Россию», принесенных в жертву президенту Волкову, чтобы не срезал дотации. Не место для дискуссий, короче говоря.


Полчаса в дороге. Яр начинается незаметно и сразу – на его границах нет крепостных стен промзоны, встречающих гостей Глазова или Ижевска, а железнодорожная станция, вокруг которой вертится жизнь поселка, - с другой стороны. На станции грузят лес, сгружают всякое разное. Путейцы-ремонтники РЖД – одно из крупнейших предприятий в районе, но у них там своя иерархия. «Сельское хозяйство? – рассуждает Александр Сунцов. – Постольку поскольку. На господдержке. Вот в прошлом году администрация Ярского района получила дотации на погашение муниципального долга. Четыре миллиона рублей, никого не спросив, заплатила по долгам частного животноводческого хозяйства, ООО «Союз», по давней муниципальной гарантии. А владелец «Союза» оставил его без имущества, активы перебросил в другую фирму. Как теперь вернуть долг бюджету? И всё это – без разрешения депутатов, даже не поставив Cовет в известность. Это здесь, в Дизьмино, вот мы его проезжаем». Депутат дает понять: каждый поворот дороги помнит десятки таких историй, и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и в «коммуналке».


Миллионы, которые потерялись в Дизьмино


Был в Ярском районе сельхозкооператив «Рассвет». И было банкротство, в ходе которого хозяйство отошло к частному ОАО «Агроснаб», и назвалось «Союзом». Оздоровлять «Союз» в 2005 году взялся совладелец «Агроснаба» Анатолий Трефилов, он же – бывший глава администрации Ярского района. На почве административной близости с республиканским руководством вскоре вышло взаимопонимание, и Минфин Удмуртии дал частному «Союзу» из бюджета 3 млн рублей в кредит на полгода. «Президент дал Трефилову», - так местные истолковали суть.


В 2005 году «Союз» деньги не вернул. Правительство УР трижды продлевало срок возврата: до конца 2006-го, потом до конца 2007-го, потом до конца 2008 года. Денег не было. В 2010 году Министерство финансов УР по суду истребовало с ООО «Союз» 4,3 млн рублей с процентами, а в случае невозможности взыскания – ту же сумму с муниципального образования «Ярский район», администрация которого пять лет назад поручилась за возврат «союзного» долга…


Так оно и вышло. С ООО «Союз» взять было уже нечего – все имущество давно переписано на ООО «АгроЯр», другую «трефиловскую» фирму. Местная администрация послушно перевела деньги в Минфин, и на уровне республики эти 4,3 миллиона больше нигде не фигурируют как «зависшие». Ярский же район так и ходит потерпевшей стороной: в июне 2012 года очередной суд постановил взыскать в его пользу 4,3 млн рублей, уплаченных по долгам «Союза». Правда, представителей частной фирмы-должника теперь не получается даже вызвать в судебное заседание – почта возвращает повестки, так как физически не может найти адресата. Какие там миллионы, о чем речь?


Однако само предприятие никуда не делось. «Рассвет»-«Союз»-«АгроЯр» сегодня – это около 1000 голов крупного рогатого скота и свыше 400 голов продуктивного стада, а также недвижимость, техника и оборудование. Анатолий Трефилов, говорят, теперь болен, и семейным бизнесом руководит родной брат бывшего главы районной администрации.


От дороги Глазов - Яр к центру поселка – направо, а мы с депутатом Сунцовым поворачиваем налево. Районная трасса Яр - Никольское частично заасфальтирована. Здесь тянули дорогу в Юкаменский район, прилегающий к Ярскому с юга, да так и не дотянули, бросили. В Укане, сравнительно крупном селе в восьми километрах от райцентра, асфальтовое полотно имеет тупиковый аппендикс, ведущий к сельскому дому министра национальной политики УР Владимира Завалина, возглавлявшего когда-то Ярский район. Он родом из этих мест. Дом на удивление непритязателен по министерским-то меркам, но дорогущий асфальт так резко обрывается у его калитки, что сомнений нет: резиденция большого человека.


По пути Александр торжествующе показывает то на дорожное полотно, то на обочины. «Сигнальные столбики новые видел? А здесь обочины расчищены! Яму заделали, смотри! Вон стоит машина дорожников! – не устает комментировать он. – Это началось позавчера, в прошлый понедельник. На содержание дорог деньги выделяются каждый год, контракты достаются «Удмуртавтодору». Всю жизнь здесь живу, не помню, чтобы эти работы реально когда-нибудь выполнялись». Останавливаем встречного «автодоровца» на грязно-желтом грейдере. Он подтверждает: уход за дорогами – диво дивное, небывальщина.

ГУП УР «Удмуртавтодор» и его чудесные госконтракты – это в некотором роде цель моего визита. Госпредприятие в этом году получило по Ярскому району очередной 50-миллионный подряд на строительство автодороги, которая ведет в никуда. На этот объект мы и направляемся.


«Удмуртавтодор» прячет технику по углам


О том, как в Ярском районе строят 4-километровую гравийную дорогу Нижний Укан - Тупалуд, «Д» писал в прошлом номере. Хронология такова: зимой 2011-2012 года «Удмуртавтодор» завез на объект гору гравия; в марте 2012 года сотрудники ГУПа открыли подготовительные работы, начиная с рубки кустарника; в мае «Удмуртавтодор» (кто бы мог подумать!) выиграл 50-миллионный контракт на открытом аукционе; 13 июля договор с заказчиком - Миндортрансом УР - был «по соглашению сторон» расторгнут в разгар строительства; 27 июля Миндортранс вопреки всякой логике официально выставил на новый аукцион все работы по объекту, включая те, которые «Удмуртавтодор» фактически завершил. При этом вплоть до позапрошлого понедельника «Удмуртавтодор» вовсе и не прекращал строительства, как бы намекая, где он видел все законные процедуры госзаказа, антимонопольщиков и прокуратуру, вместе взятых.


А в прошлый понедельник, 30 июля, корреспондент «Д» впервые смог дозвониться до заместителя начальника по производству ГУП УР «Удмуртавтодор» Светланы Киселевой, которой напрямую подчиняются ярско-юкаменские дорожники, и задал единственный вопрос: что будет делать госпредприятие со своими убытками, если «новый» контракт Миндортранса и все деньги по нему получит другая организация? Светлана Киселева отвечать отказалась, зато в тот же день Ярское дорожное управление «Удмуртавтодора» получило приказ увести технику и рабочих подальше от скандальной стройки.


К среде, 1 августа, эвакуация почти завершилась. Вместе с Александром Сунцовым мы застали на объекте единственный бульдозер, застрявший из-за поломки двигателя. Работы были полностью остановлены, но готовность дороги оказалась даже выше, чем я ожидал. Хотя «по документам» объект все еще ждет своего подрядчика, на деле железобетонная конструкция моста через речку Сада уже построена (остается лишь завершить отсыпку конусов и покрытия), а земляное полотно дороги обустроено почти на всем протяжении 4-километрового участка (не хватает только дорожной одежды из гравия).


Как оно сделано – это уже другой вопрос. Тихий ужас с процедурой госзаказа трудно сочетается с образцовыми инженерно-техническими решениями, и, по словам депутата Александра Сунцова, масштаб злоупотреблений в ходе реконструкции дороги весьма впечатляет. Главная претензия – к составу грунта, положенного строителями в основу насыпи. Депутат Сунцов за время строительства побывал на объекте несколько раз, и он утверждает, что вместо доставки земли с карьера дорожники изо дня в день просто сгребали растительную почву по бокам строящейся дороги и кое-как утрамбовывали в земляное полотно. Следы чего-то подобного действительно заметны по обе стороны дороги, да и рядовые рабочие «Удмуртавтодора», с которыми довелось пообщаться, запросто подтверждают факт этой «оптимизации». Своего начальника Владимира Саламатова, назначенного руководить Ярским ДУ совсем недавно, подчиненные плохо знают, не любят и не оправдывают. Он для них – «юкаменский», не свой.


Сам он в свете последних событий настроен юмористически. «Увели технику! Вы велели – мы и увели! – заявил Владимир Саламатов по телефону в тот же день. – Вы сами же спрашивали - как это так, работы ведут, а контракта нет. Вот теперь два дня уводили, два дня будем возвращаться, очень хорошо». По словам начальника Ярского ДУ, распоряжение вышестоящего начальства – уходить с объекта – действительно пришло лишь 30 июля. Когда «Удмуртавтодор» планирует возобновить работы, Владимир Саламатов не сообщил, однако есть сведения, что его немногочисленным субподрядчикам «сказали переждать неделю».


А источник всех неурядиц, похоже, в чьей-то банальной жадности. На условиях анонимности источник «Д», близкий к «Удмуртавтодору», рассказал о том, что чиновники отказывались комментировать все как один – о причине расторжения первоначального госконтракта. Просто на майском аукционе в кои-то веки произошло именно то, для чего эти аукционы и придуманы, а именно – конкуренция претендентов и существенное снижение цены госконтракта. И это никого не устроило.


«На торги, кроме «Автодора», вышел «Дормостстрой», и цену сбили с 49 до 40 миллионов, - поделился мой собеседник. – Нет, нельзя сказать, что для «Удмуртавтодора» весь проект стал убыточным, но обычно как бывает – ну, на миллион цена опустится, на полтора, два. Но девять-десять миллионов, видимо, показалось уж слишком, поэтому разговоры сразу пошли, что это будет переоформляться. А по новому аукциону конкурентов должен отпугнуть срок контракта – 35 дней, нереально для «честного претендента», кто не знает, что работы ведутся с марта». Согласно этой версии, единственный смысл нового 50-миллионного аукциона, объявленного Миндортрансом – все-таки пропихнуть подрядчику ту разницу в деньгах, которую бюджет Удмуртии в мае так некстати сэкономил.


Последняя школьница деревни Тупалуд


Почему вообще субсидии из бюджета УР выделяются на дорогу Укан - Тупалуд, а не на «кировское» или хотя бы, к примеру, «никольское» направление? Объяснение от местных властей – деньги дают на строительство «школьных маршрутов», чтобы доставлять к месту учебы детей из самой глубокой глубинки, где своей школы нет. Но в поселении, претендующем на новую трассу для школьных автобусов, по крайней мере, должны жить люди. Так, официально считается, что в деревне Тупалуд проживает 125 человек – эту цифру запомнили многие из тех, кто имеет отношение к сегодняшнему строительству.


На самом деле Тупалуд умирает. Бытовка у недостроенного моста на въезде в деревню, из окна которой сторож караулит обезлюдевшую стройплощадку – возможно, лучшее из доступных рабочих мест. Кучкующиеся неподалеку мужчины сообщают мне, что в деревне только 15 домов обитаемы, а в Уканскую среднюю школу будущей осенью отсюда пойдет учиться ровно один человек. Я отправляюсь на поиски.


Обе главные улицы Тупалуда, сходящиеся под прямым углом, оставляют тяжелое впечатление. Свободное пространство состоит из рытвин, заросших травой и мусором, бродят курицы. За кустом к забору прислонилась неподвижная белая коза, телосложением похожая на старую раскладушку. Дома брошены через один, окна – дыры без стекол, внутри чернота. В глубине деревни встречаю одинокую старушку, она возвращается откуда-то с охапкой веток. Где искать школьника и существует ли он, понятия не имеет. Советует спросить у соседей, «два дома в самом конце». Всё, что ближе – те «не живут», эти «уехали».


Наведя справки и поплутав между заборами десять минут, нахожу ребенка. Школьницу зовут Аня, она перешла в восьмой класс. «Нет, мы пешком, - удивляется она вопросам о школьном автобусе. – А иногда довозят. Я не одна, мы с Сашей Уткиным». Саша Уткин тоже нашелся – он выглядит помладше и, кажется, немного напуган. «Я здесь вообще не живу», - безапелляционно заявляет он, и мы прощаемся.


Выходя из деревни, делюсь со сторожем – он местный – своими наблюдениями. «За ними заезжают, бывает, только утром, и если дорога проезжая, - объясняет он. – Обратно уж сами идут пешком. Бензина же тоже нет». Я пытаюсь найти хоть какое-то объяснение, логику. Спрашиваю депутата Сунцова: может быть, там за Тупалуд по новой дороге дальше куда-то можно проехать? «Полями выехать при желании, конечно, можно куда захочешь, - философски замечает он. – Но тут, сам видишь, ведь не ездит же никто».


Дорога стоит пятьдесят миллионов рублей. Вместе с тем, что уже освоено и обещано по таким же «школьным маршрутам» - сто пятьдесят. Таких денег бюджет Ярского района не увидит еще лет сто.

В поселке Яр плотность общения – одно «здрасьте» в минуту. Депутат Сунцов постоянно кому-то кивает, сигналит, машет. Кое с кем мы останавливаемся и поговорить. Во время одной из остановок рядом тормозят белые «Жигули», и к нам подходит прокурор района.


Ильфат Гаптрахманов переведен в Яр из Ижевска года четыре назад, но среди местных, похоже, до сих пор числится больше в «приезжих». Депутаты райсовета от КПРФ на позапрошлой неделе подали в прокуратуру запрос насчет Укан-Тупалудской дороги, но будет ли от надзорников польза – прогнозировать никто не берется. И то сказать, пока депутат Сунцов облазил стройку вдоль и поперек, прокуратура лишь готовилась к проверке.


«В пятницу нормально выехать? – зовет с собой Ильфат Гаптрахманов, а потом обращается и ко мне. – Вы тоже приезжайте. Чтобы всё было объективно». Прокурора беспокоят две вещи: как его действия отразятся в прессе, и кто сообщает в Ижевск о том, что происходит на поднадзорной ему территории.


…Долгожданный «прокурорский выезд» в пятницу состоялся. Ильфат Гаптрахманов в сопровождении депутатов, двух сотрудников ГИБДД и Владимира Саламатова от «Удмуртавтодора» посетил дорогу Укан – Тупалуд, но никаких выводов вслух не озвучил. Как передали по итогам поездки депутаты, встреча прошла в довольно бессмысленных препирательствах, а главное – качество работ и факт злоупотреблений не установить без вскрытия дорожного полотна, а как это делается, никто не знает, и экспертов нет. Следующую поездку с участием прокурора наметили на вторник, 7 августа. С момента фиктивного расторжения госконтракта с «Удмуртавтодором» прошел уже почти месяц. Фиктивный повторный госзаказ Миндортранса Удмуртии все еще не отменен. У самой дорогой бюджетной стройки Ярского района по-прежнему самый неясный статус.





3_2.jpg


3_3.jpg


3_4.jpg


3_5.jpg