8.jpg




Даже по меркам Ярского района, одного из наиболее отдалённых северных районов Удмуртии, окрестности дороги Нижний Укан – Тупалуд считаются непроезжей глубинкой. Это не магистраль (в Ярском районе их нет) и не дорога районного значения (она в стороне), а маршрут доставки школьников к месту учёбы оттуда, где отдельную школу держать уже не для кого. С конца 2010 года на реконструкцию двух таких «школьных трасс» в Ярском районе из республиканской казны выделено дважды по 50 млн рублей при собственных доходах районного бюджета в 25 млн рублей в год, не считая дотаций.


Вторые 50 млн рублей пошли на дорогу Нижний Укан - Тупалуд. Проект предусматривал строительство 4-километровой земляной насыпи с гравийкой поверху плюс железобетонный мост через речку. После публичного размещения госзаказа в мае 2012 года контракт получило Ярское дорожное управление ГУП УР «Удмуртавтодор». В середине июля жители Яра обратились в редакцию «Д» с сообщениями о злоупотреблениях в ходе строительства: по их словам, в основание дорожного полотна строители несколько недель сваливали плодородную почву, экономя на доставке грунта от земляного карьера. Руководитель Ярского ДУ Владимир Саламатов заявил, что грунт подвозят в строгом соответствии со строительной сметой, однако признал, что дорожникам не удаётся как следует уплотнить насыпь якобы из-за «старого растительного слоя», скопившегося в результате неправильного укрепления старой дороги за десятки лет.


Как теперь стало известно, 13 июля контракт на строительство дороги между ГУП «Удмуртавтодор» и заказчиком – Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии – официально был расторгнут «по соглашению сторон». Извещение об этом впоследствии появилось на официальном сайте госзакупок. К этому времени работы на объекте были уже в самом разгаре, хотя никаких средств Миндортранс УР «Удмуртавтодору» так и не перечислил. Выходило, что, по крайней мере, одна «сторона» из двух добровольно «согласилась» на значительные убытки, что уже наводило на мысли о чьей-то личной ответственности, так как ни госпредприятие, ни республиканское министерство не могут так вольно распоряжаться общественными ресурсами. Но дальше стало ещё интереснее.


С прекращением действия госконтракта «Удмуртавтодор» строительство дороги не остановил. На объект день за днём продолжают выходить люди и техника, растут расходы предприятия. Одновременно с этим в прошлую пятницу, 27 июля, Миндортранс УР повторно разместил заказ на ту же самую дорогу Нижний Укан – Тупалуд с почти идентичным объёмом работы – подрядчика снова будут определять на аукционе. По документам новый исполнитель должен будет в конце августа только приступить к тем работам, которые уже сейчас уверенно идут к завершению! У руководителей «Удмуртавтодора», которые, очевидно, рассчитывают повторно получить этот контракт, не может быть на него никаких гарантий, кроме неформальных, и, следовательно, незаконных (коррупционных) договорённостей с чиновниками, пресекать которые – прямая обязанность Федеральной антимонопольной службы и правоохранительных органов.


В понедельник, 30 июля, начальник Ярского ДУ ГУП «Удмуртавтодор» Владимир Саламатов подтвердил, что дорожники надеются на оплату работы в полном объёме. «Вот такие мы оптимисты, контракт расторгнут, а работы ведутся, и такое бывает, - отметил он в телефонном разговоре с корреспондентом «Д». - О причинах расторжения не ко мне вопрос, мы (Ярское дорожное управление. – Д) исполнители – даже не юрлицо». Владимир Саламатов предположил, что в случае передачи контракта новому подрядчику, не связанному с «Удмуртавтодором», «как-то будут по субподряду оформлять», и посетовал на то, что по первому контракту так и не было перечислено «ни копейки».


Дорожные рабочие ГУП «Удмуртавтодор» действуют на свой страх и риск без какой-либо официальной санкции Миндортранса. Об этом «Д» сообщила руководитель отдела подготовки строительства Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР Ирина Баскаева, оговорившись, что подробно на тему ярской дороги в Миндортрансе пока разговаривать не с кем: начальник управления развития автодорог в отпуске, руководитель профильного отдела недавно ушёл на другую работу. По словам Ирины Баскаевой, извещения о расторжении контракта и прекращении работ были в установленном порядке доставлены в Госстройнадзор Удмуртии. Эта структура в том числе отвечает за пресечение несанкционированных строек, однако Ярский район, видимо, так далеко от столицы Удмуртии, что на его земле любой может явочным порядком строить хоть дорогу, хоть аэродром. В такой ситуации вспоминать о соблюдении строительных норм и претензиях к качеству работ, с которых и началась вся эта история, становится даже как-то неловко.


Со специалистом Госстройнадзора, курирующим эту тему, связаться не удалось. Заместитель начальника ГУП УР «Удмуртавтодор» по производству Светлана Киселева отказалась комментировать что-либо по телефону, отказалась и от личной встречи с корреспондентом «Д», ссылаясь на занятость до 6 августа, и согласилась лишь выслушать вопрос – но не дала на него ответа. «Вы это или не вы – я же вас не знаю, - заметила она. – Мало ли кто может позвонить с вопросами разными, у меня много таких звонков было за последнее время».


Новый контракт, который должен будет взамен расторгнутого «узаконить» стройку, будет заключён в последние дни лета. Заявки претендентов на участие в аукционе будут принимать в Миндортрансе УР вплоть до 17 августа. У строительных организаций Удмуртии и соседних регионов появился уникальный шанс заполучить 50,9 млн рублей за работу, сделанную бесплатно ярскими специалистами ГУП УР «Удмуртавтодор». В честности соревнования подрядчиков и непредвзятости аукционной комиссии ведь никто не сомневается, не правда ли?






Когда верстался номер


Непосредственно перед сдачей этого материала в печать из Ярского района начали приходить сообщения об оживленном движении в районе строящейся автодороги. По словам собеседников «Д», в понедельник вечером, 30 июля, со стройки были выведены работавшие там самосвалы, а наутро следующего дня сотрудники ГУП «Удмуртавтодор» начали спешную эвакуацию прочей техники и оборудования. Работы приостановлены, о причинах столь резких изменений пока ничего не известно.