Вот таким образом осваивают федеральные средства по программе «школьные маршруты» в Ярском районе на объекте «Нижний Укан – Тупалуд».





Деньги на дороги в Ярском районе Удмуртии появились в конце 2010 года. Для райцентра, в котором проживает больше трети жителей района, самым актуальным всегда было состояние автодороги Глазов - Яр - Кировская область, но субсидии пошли с другой стороны – в русле укрупнения сельских школ и, соответственно, развития сети просёлочных дорог в глубинке. Всего в Ярском районе семь маршрутов, по которым сельских школьников возят от дома к месту учёбы: Зюино – Короли, Зюино – Удмурт Сада, Ворца – Васепиево, Укан – Нижняя Чура, Укан – Тупалуд, Никольское – Шестоперово и Яр – Кычино. На их зимнюю чистку от снега и выравнивание по сезону тратится в пределах 3 млн рублей в год. Три последних маршрута из этого списка полтора года назад и были определены на реконструкцию в неведомой республиканской инстанции.


Первым начался ремонт на маршруте Никольское – Шестоперово. Село Никольское находится на границе Удмуртии с Кировской областью, с посёлком Яр его связывают 30 км просёлка. Но ремонтировали даже не его: деньги пошли на второстепенное ответвление к деревне Шестоперово, находящейся чуть в стороне от главной дороги. Как сообщают жители Яра, в Шестоперово сегодня осталось всего несколько десятков домовладений и четыре школьника, ради которых формально и были израсходованы 48,6 млн рублей из бюджета Удмуртской Республики.


Выполнять реконструкцию подрядилось ГУП УР «Удмуртавтодор». Все работы по первому контракту были закончены в 2011 году – это два километра дороги с гравийным покрытием и новый железобетонный мост через речку Чуру, на который должна была уйти едва ли не половина всей суммы. К концу 2011 года местные власти заключили второй контракт, на этот раз - по укреплению уже уложенного дорожного полотна цементом и битумной эмульсией (в теории это приближает дорогу к «почти асфальтовым» характеристикам), и суммарная стоимость «дороги для четырёх школьников» достигла 55,6 млн рублей. Говорят, что земляные работы в окрестностях моста завершались чересчур поспешно и по весне уже в этом году начались просадки грунта, однако благодаря солидной 8-летней гарантии подрядчика, оговорённой в контракте, это не должно было никого беспокоить.


Повод для серьёзной тревоги возник с началом второй дорожной стройки по направлению Нижний Укан – Тупалуд, открывшейся в начале лета 2012 года. На днях в редакцию «Д» обратились местные жители, ставшие очевидцами того, как ведётся реконструкция на этом участке. По их словам, в основание дорожного полотна бульдозеры спешно запахивают сотни кубометров растительного («плодородного») грунта, поднятого тут же, в пределах дорожно-строительного коридора. Попросив не называть его имя, наш собеседник из Яра отметил, что за счёт такой «оптимизации» до 70 процентов земляных работ по транспортировке карьерного грунта, запланированных по строительным сметам, так и останутся на бумаге, а сама дорога никогда не будет соответствовать нормативным показателям.


«Прошлогодний ремонт под Шестоперово в целом ещё шёл по технологии, пока Ярским управлением «Удмуртавтодора» руководил Пагин, - изложил источник своё видение ситуации. – После выборной кампании в связи с местными событиями его убрали, остался заместитель – Саламатов из Юкаменского. Дело в том, что на уровне республики Саламатов – в хороших отношениях с Невоструевым (вице-спикер Госсовета УР, до 2000 года – глава администрации Юкаменского района. – Д.), и по реконструкциям они, вероятно, некоторым образом… взаимодействуют». И теперь, как утверждают в Яру, спешно строящееся земельное полотно даже катками не уплотняется, чему якобы имеется и документальное подтверждение.


Начальник Ярского ДУ «Удмуртавтодора» Владимир Саламатов по телефону отверг эти предположения. «Злые люди говорят – бывает, - заявил он корреспонденту «Д». – Два катка мы не снимаем, постоянно работают кольчатый и пневматический… Грунт подсыпаем, всё по смете, километрах в пяти карьер, а растительный слой лежит в основании старой дороги, по которой мы идём, разбирать этот слой – такого нет в проекте. Это с местных надо спрашивать, чем они дорогу 50-60 лет поднимали».


По словам Владимира Саламатова, завалы открытого чёрного грунта, хорошо заметные, например, на фотографиях, – это всего лишь участки, где заросли кустарника и старые пни выкорчёвывали тяжёлой техникой. Вместе с тем проблема с уплотнением земляного полотна действительно существует. «Коэффициент уплотнения должен быть 0,98, так мы на него пока не можем выйти, - сообщил начальник Ярского ДУ. - Старый растительный слой прежней дороги… Ну, поставим мы два катка перед комиссией (приёмки объекта. – Д.). По смете надо 15 проходов катка – значит, сделаем 30 в присутствии представителей заказчика. А что ещё делать? По-другому пока никак».


Цена вопроса на участке Нижний Укан – Тупалуд – 49,1 млн рублей, протяжённость новой дороги – четыре километра. В Уканской средней школе, куда она ведёт, обучается порядка 70 школьников, сколько из них живёт в деревне Тупалуд – сказать трудно. Президент Удмуртии Александр Волков, как раз в минувшую пятницу побывавший в северных районах УР с рабочим визитом, пообещал местным властям новые субсидии на дорожное строительство, и, в общем, понятно, кто в конечном итоге утверждает перечни строительства дорог за суммы, на которые можно отправлять школьников учиться в Гарвард. На очереди реконструкция маршрута Яр – Кычино, в районе говорят о 52 млн рублей, готовящихся к освоению. Тем временем от райцентра в сторону Кировской области – меньше 10 километров весьма условного асфальта. Дальше – только по приборам и «в направлении»…