8.jpg





Началось всё с того, что моя знакомая, ходившая лечить зубы в поликлинику №3 по месту жительства, после очередного приёма рассказала, что её лечащий врач больше не принимает пациентов бесплатно, так как ушла работать в платное отделение. Соответственно, ей предложили либо идти к другому врачу, либо записаться к своему, но уже платно. «Мне вообще объяснили, что сейчас у них как-то меняются правила. И платный приём будет жёстко отделяться от бесплатного. То есть на платном приёме всё платное, а на бесплатном - всё бесплатно, но материалы, как мне сказала стоматолог, «самые плохие», то есть отечественные.


Я подумала, что раз это городская поликлиника, то и платный приём не должен быть слишком дорогим. Пошла туда». Первый же зуб обошёлся девушке в 4,5 тысячи рублей. За эту сумму ей запломбировали каналы, вставили штифты и покрыли зуб пломбой. Я позвонил в первую попавшуюся коммерческую стоматологию и спросил, сколько может стоить подобное лечение. Мне назвали сумму в пределах 2-3 тысяч рублей. Это значит, что платный приём в городских поликлиниках, по крайней мере, не дешевле, чем в платных.


Под видом пациента я позвонил в стоматологию №3. «Можно записаться на бесплатный приём?» - спросил я. «Да, конечно! У нас сейчас есть номерки на 16 августа», - ответила мне женщина в регистратуре. На календаре было 24 июля. «Скажите, а раньше можно было утром позвонить, номерки взять…» - начал я. «Нет-нет, сейчас уже такого нет. С 1 января номерков уже нет», - сказала она. Тут же перезвонил в стоматологию №2. Там меня готовы были принять уже 9 августа (конечно, при условии прописки в их районе). «А если беспокоит?» - спросил я. «С острой болью подходите с паспортом и полисом», - ответили в регистратуре. «Хоть так ещё принимают», - подумал я.



13 февраля этого года правительство Удмуртии приняло довольно объёмный документ - Постановление №45 «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 год». В этом документе, в частности, обговариваются и допустимые сроки задержки. «Допускается очередность на проведение плановых консультаций, диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях сроком до 12 календарных дней с регистрацией в установленном порядке», - говорится в постановлении.


Таким образом, меня должны были записать в худшем случае на 4 августа. По всей видимости, государственные стоматологические поликлиники ведут платный приём в ущерб бесплатному, нарушая установленные нормы.


В таком случае, узнать, снизится ли «пропускная способность» стоматологических поликлиник, можно было бы по косвенному показателю - госзаданию на этот и за прошлый год. В 2012 году задания по амбулаторному приёму следующие: для стоматологии №1 - 47,9 тыс. человек, №2 - 112,6 тыс. человек, №3 - 48,6 тыс. человек. Однако в аналогичной программе за прошлый год план указывается не для больниц, а для районов. Поэтому сравнить эти данные невозможно. В этом году, как говорят некоторые врачи, была введена «палочная система». Как в полиции.


Мы попытались выяснить, что это за новое разделение платного и бесплатного приёма.


В регистратуре стоматологии №3 мне объяснили очень просто: если хотите лечиться нашими препаратами, то можете записаться на бесплатный приём. Если хотите пломбы из-за границы - пожалуйста - это платно. «А могу я прийти на бесплатный приём и заказать платную пломбу?» - спросил я. «Да, конечно, можете!» - сказала женщина в регистратуре, видимо, помня ещё старые порядки.


Я начал путаться. Складывалось ощущение, что платный приём от бесплатного отличается только тем, когда тебя примут: через два дня или через месяц (как оказалось, даже на платный приём нельзя попасть сегодня - и туда очередь в два дня).


Для разнообразия решил обратиться в детскую стоматологическую больницу №1. Там я в первый раз представился журналистом, и меня сразу начали кидать с телефона на телефон. В конце концов, удалось побеседовать с заместителем главного врача больницы Светланой Морозовой. Она объяснила, что такое разграничение существует: бесплатный и платный приём должны вестись отдельно. В их больнице это разграничение в полной мере действует с июня. Однако, как мне показалось, Светлана Михайловна говорила о наличии этого ограничения так неуверенно, что, возможно, оно ещё не совсем действует. Или не действует вовсе. Когда я спросил врача о её личной оценке ограничения, она ответила: «Почему, если родители платёжеспособны, мы им должны отказывать?»


После этого я созвонился со Светланой Игнатьевой, главным врачом стоматологии №2. Она объяснила, что по поводу платного приёма действовал и действует на территории республики приказ №266, который определяет порядок предоставления платных услуг. «Но на 100% все приказы выполнены быть не могут», - сказала Светлана Игнатьева. На вопрос о новой территориальной программе, о которой писалось выше и которая ввела показатели не для районов, а для конкретных больниц, врач ответила, что возможно «двоякое толкование». Лично она на сегодняшний день видит больше минусов, чем плюсов, так как, по сути, новой программой введена «палочная система» - план.


После ознакомления с 266-м приказом я понял, почему медицинским работникам так сложно его выполнять. В условиях, необходимых для получения разрешения на оказание платной медицинской помощи, говорится: «Оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения (при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объёмов медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики)… При предоставлении платных медицинских услуг сохраняется установленный режим работы учреждения здравоохранения. При этом не должны ухудшаться доступность и качество медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики; оказание платных медицинских услуг в учреждении здравоохранения должно проводиться в специально созданных структурных подразделениях (отделениях, палатах, кабинетах)». Ко всему этому при оказании любой платной услуги пациент должен подписывать бумагу на имя главного врача со словами: «Настоящим подтверждаю, что я проинформирован(а) медицинским работником данного учреждения здравоохранения о возможности получения мной (моим ребёнком) на безвозмездной основе медицинских услуг… Сравнив возможность получения медицинских услуг на безвозмездной и платной основе, я добровольно и сознательно выбираю указанные выше платные медицинские услуги».


При этом на практике «добровольно и сознательно» выглядит следующим образом. Врач заявляет: «Я, конечно, могу вам поставить эту пломбу, но она, сами понимаете, из России.


А вот эта пломба из-за границы. По сравнению с российской… сами понимаете». И что делать пациенту? Не ходить же с той пломбой, которая «сами понимаете». Пациент в этом плане совершенно беззащитен перед врачом, потому что ему совершенно неясно, чем отличаются бесплатная пломба из России и дорогая заграничная.


Удивительно, что приказ Минздрава № 266 выпущен ещё в мае 2009 года. Но, очевидно, до сих пор за его исполнением следили сквозь пальцы. Если теперь вместе с введением «палочный системы» будет установлен жёсткий контроль за соблюдением этого приказа, то последствия могут быть разные. Но выбор между платным и бесплатным никуда, по сути, не денется. Наоборот, из-за отсутствия номерков бесплатно - это теперь ещё и долго, а платно - быстро. Вероятно, следует ожидать и того, что самые квалифицированные специалисты предпочтут вести платный приём. Соответственно, на бесплатном останутся начинающие и менее квалифицированные.