5.jpg




Все выборы в Удмуртии после введения президентства начинались с одного и того же вопроса: кто войдёт в «список Волкова»? Попадание в «список» всегда означало, что выборы наполовину сделаны, присутствие в списке гарантировало от конкуренции со стороны других ресурсообеспеченных кандидатов. В случае появления у фигуранта из «списка Волкова» реального соперника такой конкурент автоматически причислялся к «оппозиции», а все административные инстанции должны были оказывать «списочнику» поддержку. Такая неравная конкуренция означала для «кандидата власти», что депутатский мандат достанется ему в нелёгкой борьбе, а значит, гораздо дороже, может быть, в два раза, может быть, в три…


«Список Волкова» на предстоящих этой осенью выборах короче предыдущих по объективной причине - число депутатов в пятом созыве Госсовета УР сокращается со 100 до 90 человек из-за законодательных изменений. Показательная особенность последнего «списка» - в депутаты не будут баллотироваться целый ряд старожилов. Причём в большинстве случаев это их личные решения, а не установка президента Волкова.


Среди сорока пяти «согласованных» одномандатников треть кандидатов не являются действующими депутатами, но часть из них были таковыми в предыдущих созывах. Среди кандидатов, согласованных Волковым в составе «партийного списка», обновление более значительное, здесь две трети кандидатов не являются депутатами действующего четвёртого созыва Госсовета УР. Впрочем, в этой части «списка Волкова» могут быть и самые большие сюрпризы, это так называемые «матрёшки», когда стоящие выше известные кандидаты откажутся в течение трёх дней после 14 октября от депутатства и их мандаты достанутся совсем неизвестным (а в отдельных случаях и сомнительным) личностям.


В любом случае «партийный список» изменится гораздо значительней, чем список одномандатников, и с ним президент Волков, очевидно, творил всё, что считал возможным. Проверять, были ли «проданы» часть этих мест в списке, никто в правоохранительных органах всё равно не станет. Это же не оппозиция, а власти пока ещё можно всё.


Расстановка кандидатов из партийной части списка «Единой России» по территориальным группам имеет значение. Выборные кампании списочников, согласно защищённой в Москве партийной стратегии, будут полностью соединены с агитационными кампаниями одномандатников, в том числе и в вопросах их финансирования. Таким образом, уже на старте можно примерно представлять, чьи шансы выше. Авторитетный и финансово обеспеченный одномандатник вытянет кандидата из «партийного списка» по совпадающей с границами его округа территориальной группе, так сказать, паровозом. Между тем, если отвлечься от конкретных округов и отталкиваться от общего результата голосования за партийные списки, то становится очевидным, что в лучшем для «Единой России» случае в Госсовет УР пройдут только половина из первых 45 кандидатов партийного списка. В худшем – четвёрть (такой процент голосов избирателей считается ядерным электоратом любой «партии власти»).


Кстати, впервые в «списке Волкова» появились бывшие члены и депутаты от других политических партий, в частности, «Справедливой России». После случившегося в сентябре прошлого года раскола «эсеров» фракция «Справедливой России» в действующем составе Госсовета УР существует скорее номинально, чем фактически. В «списке Волкова» шестеро депутатов, баллотировавшихся раньше на выборах от партии «Справедливая Россия»: Смирнов, Кузнецова, Осколков, Чуршин, Лукин, Войт. Причём предприниматель Дмитрий Лукин до сих пор числится руководителем фракции «Справедливой России» в Госсовете УР. Один перебежчик есть и у фракции ЛДПР - заместитель руководителя фракции и главный редактор «Известий УР» Энвиль Касимов попал в «список Волкова» и будет баллотироваться по списку «Единой России» в составе территориальной группы № 30. В одномандатном округе, совпадающем с этой группой, пойдёт спикер Госсовета УР и формальный лидер региональной организации партии «Единая Россия» Александр Соловьёв.


Подбирая кандидатов в свой список, президент Волков учёл интересы всех нынешних членов президиума Госсовета УР. Все работающие сегодня в Госсовете УР на освобождённой основе депутаты получили одномандатные округа и выигрышные территориальные группы. Все, кроме одного - председателя комиссии по национальной политике и общественной безопасности Александра Фоминова. Однако в его случае причиной отсутствия в «списке Волкова» является исключительно возраст депутата - в марте этого года Фоминову исполнился 71 год.


Учтены интересы и всех основных групп влияния - в составе списка есть «кандидаты Питкевича», «кандидаты Осколкова», «кандидаты Агашина» и т.д. Любопытно смотрится вторым номером в территориальной группе № 33 партсписка «Единой России» бывший министр внутренних дел по УР и нынешний член Совета Федерации Владимир Щербаков. Очевидно, этот милицейский генерал со скандальной репутацией в СМИ договорился с президентом Волковым об очередном делегировании его в СовФед (но для этого сейчас требуется мандат любого представительного органа власти). Впрочем, избирателей Дебёсского и Шарканского районов Удмуртии, входящих в территориальную группу №33, видимо, не планируют слишком подробно информировать об участии в выборах г-на Щербакова. Первым номером в местном списке стоит глава Шарканского района Александр Прохоров, за него и будут агитировать голосовать местных жителей. Понятно, что в случае получения проходного результата Прохорова убедят отказаться от мандата в пользу следующего кандидата, т.е. Щербакова. При этом главе района, видимо, придётся постараться и за одномандатника «списка Волкова», которым здесь планируется сделать одного из близких приятелей Дениса Агашина - Дениса Щелканова. Последний известен тем, что всегда работал с Агашиным, кроме того, в его биографии есть, как считают, очень щекотливая история, произошедшая в университетском общежитии на ул. Майской в Ижевске, в результате которой Денис Щелканов получил, по имеющейся информации, условную судимость. Причём «условным» сроком ему удалось отделаться якобы лишь благодаря тому, что покойный отец Дениса Агашина, Владимир Агашин, был тогда одним из самых влиятельных людей в республике. Сам же будущий работодатель Щелканова, Денис Агашин, проходил по делу в статусе свидетеля.


Такие вот «грехи молодости».


Возвращаясь к списку, можно сказать, что это, пожалуй, самый «холостой» в плане потенциала «список Волкова». Общее впечатление - какой-то он слишком «вялый». Впрочем, что можно было ожидать к концу второго десятилетия нахождения у руля власти в республике самого «автора» списка.




22.jpg