6.jpg




Будущими сделками заинтересовались одновременно Удмуртское управление Федеральной антимонопольной службы и отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД по УР. Опыт прошлых лет показывает: нефтяные скважины, принадлежащие Удмуртии, легко уходят в частные руки по цене однокомнатной квартиры в Ижевске. Но и это ещё не предел.


Сто с лишним скважин, подлежащих приватизации, разбросаны по территории 21 района Удмуртской Республики. Половина из них приходится на Каракулинский, Игринский, Шарканский, Балезинский и Якшур-Бодьинский районы. Глубина, дебит, состав оборудования и состояние на сегодняшний день – неизвестны (об этом ниже). Последний документ, прямо касающийся судьбы этого имущества, премьер Удмуртии Юрий Питкевич подписал всего две недели назад, 25 июня. Постановлением Правительства УР Министерству имущественных отношений УР поручено: а) определить рыночную стоимость 129 скважин с привлечением независимых оценщиков; б) передать скважины по этой стоимости в счёт увеличения уставного капитала ОАО «Удмуртторф», 100% акций которого принадлежат Удмуртской Республике.


Решение о включении 129 скважин в план приватизации госсобственности УР на 2012 год принималось в узком кругу, включающем всего полтора десятка высокопоставленных представителей двух ветвей государственной власти – законодательной и исполнительной. Это министр имущественных отношений УР Рустэм Зайнуллин (разработка плана), 14 членов президиума Госсовета УР (согласование плана) и председатель Правительства УР Юрий Питкевич (окончательное утверждение плана). На обсуждение всех 100 депутатов Госсовета УР на сессиях ежегодные планы приватизации имущества УР не выносятся уже несколько лет.


«Единая Россия» даёт добро


По словам руководителя фракции КПРФ Владимира Бодрова, являющегося одним из членов президиума Госсовета УР, в первой половине 2011 года на президиум дважды выносился вопрос о приватизации нефтяных скважин. «Наше предложение было такое: с привлечением экспертов, нефтяников, «Удмуртгеологии» определить возможную прибыль от эксплуатации скважин и сравнить её с ценой продажи, - рассказал он корреспонденту «Д». - Что бюджет получит от реализации имущества и что получил бы от добычи нефти. Так мы определили бы целесообразность приватизации… На все эти вопросы представитель Минимущества нам ответить тогда так и не смог». Подробные данные о характеристиках скважин на заседании также не были озвучены. Единственное, на что упирали представители министерства, - то, что эти скважины «малодебитные», то есть не представляющие особой ценности.


При первом рассмотрении предложение министра Зайнуллина не было принято. На втором заседании по тому же вопросу чиновники учли этот опыт: возникшие вопросы, правда, так и остались без ответа, зато были обеспечены явка и голосование «единороссов», занимающих 11 из 14 мест в президиуме Госсовета УР, и решение провели.


Суперэкспресс-оценка


17 апреля 2012 года Министерство экономики Удмуртии по поручению Министерства имущественных отношений УР объявило открытый конкурс на право заключить скромный контракт стоимостью 645 тысяч рублей. Эту сумму Минимущества УР готово было заплатить компании независимых оценщиков, которая возьмётся в том числе подсчитать рыночную стоимость всех 129 нефтяных скважин, выставленных в 2012 году на продажу. Заявку на участие в конкурсе по этому лоту подали 7 претендентов-оценщиков, один из них не был допущен. Итоги конкурса подвели 28 мая.


Некое ООО «МОК», зарегистрированное в Казани, не оставило пятерым конкурентам никаких шансов. Все работы по оценке недвижимости в 21-м районе УР оно взялось провести за 0 (ноль) дней! Срок исполнения контракта в критериях конкурса имел вес 50%, и комиссия невозмутимо присудила этой заявке первое место. Это могло означать только одно: конкурс - формальность, Минимущества УР покупает уже готовый оценочный отчёт, и ни о какой «независимости» такого определения цены приватизации нефтяных скважин не может быть и речи. Тревогу поднял Владимир Копанев, гендиректор ООО «Удмуртская оценочная компания» - оценщика, не допущенного к участию в конкурсе из-за одной недостающей нитки-прошивки в поданной заявке.


Владимир Копанев на этом рынке с 1996 года. Он стоял у истоков удмуртского регионального отделения Российского общества оценщиков, которым руководил много лет. «Я просто позвонил своим знакомым по линии общества в Казань и навёл справки, - сообщил он корреспонденту «Д». – Ни о каком «МОК» там до сих пор не слышали, то есть по месту регистрации они неизвестны самим казанским оценщикам». Следующим шагом стало заявление в УФАС.


Антимонопольщики рассмотрели дело уже 13 июня, спустя две недели после подведения итогов конкурса. На заседании антимонопольной комиссии представители Минимущества УР заявили, что
«0 дней» на выполнение контракта они понимали как 23 часа 59 минут, а директор ООО «МОК», некто Мокрушин, добавил, что двое его сотрудников справились бы за сутки с оценкой рыночной стоимости 129 нефтяных скважин «при условии передачи Заказчиком всех необходимых документов». Это называется – «ломать комедию»: например, согласно Отраслевому соглашению в оценочной деятельности, признанному Правительством РФ, трудозатраты на оценку одного объекта нефтедобывающей промышленности составляют 11 человекочасов, или 30 суток непрерывной работы двух сотрудников на 129 скважин. Однако члены комиссии УФАС не стали углубляться в тему согласованности действий заказчика и исполнителя и остановились на том, что «МОК» указал в заявке заведомо невыполнимые сроки работ по контракту, а конкурсная комиссия Минимущества УР просто не сумела отсеять заявку с недостоверными данными. Заодно признали ненадлежащим и диапазон сроков исполнения контракта, указанный в документации к открытому конкурсу («от 0 до 30 дней»).


Практический вывод комиссии Удмуртского ФАС России, впрочем, оказался благоприятен для судьбы казённой собственности. Министерству имущественных отношений УР было вручено предписание в течение 10 дней отменить все протоколы, составленные конкурсной комиссией, возвратить конкурсантам их заявки и начать всё сначала, устранив недостатки в конкурсной документации. Минимущества УР подчинилось. Сейчас новые заявки всё ещё принимаются. Итоги продлённого конкурса будут подведены 30 июля.


Светят вышки


Интересная деталь: согласно протоколам комиссии УФАС, в заседании по делу «МОК-Минимущества» принимали участие двое сотрудников МВД по Удмуртской Республике. Их тоже интересовал вопрос: а не был ли оценочный отчёт ООО «МОК» уже подготовлен к моменту подведения итогов конкурса? Само собой, представитель оценщика ответил отрицательно, однако уже после вынесения предписания антимонопольщиков сотрудники полиции продолжили опрашивать Владимира Копанева и, вероятно, ответственных лиц Министерства имущественных отношений УР.


29 июня в беседе с корреспондентом «Д» один из сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД по УР подтвердил, что в его производстве были материалы доследственной проверки по этим фактам, но на тот момент всё завершилось отказом в возбуждении уголовного дела. И всё же, может быть, следует шире взглянуть на этот вопрос?


Мы попросили оценщика Владимира Копанева прикинуть, какова может быть цена вопроса в деле о 129 скважинах. С многочисленными оговорками – в самом деле, ведь об этих объектах пока почти ничего не известно – и после короткой телефонной консультации с коллегами директор ООО «Удмуртская оценочная компания» выдал такие цифры: в среднем 17 тыс. рублей за погонный метр на 1000-1500 метров глубины каждой скважины, или 2,2 млрд рублей за 129 скважин в совокупности (к слову скажем – чем эти цифры хуже «независимой рыночной оценки», проведённой за 23 часа 59 минут двумя сотрудниками малоизвестной казанской оценочной компании? А ведь на это Минимущества Удмуртии готово было согласиться).


Между тем правительство Удмуртии в действующем прогнозном плане приватизации ещё до всякой «независимой рыночной оценки» запланировало лишь 300 млн рублей выручки со всей распродажи госсобственности в 2012 году, включая и скважины, и крупные пакеты акций ряда предприятий УР. Что, скважины «малодебитные»? Хорошо, но вот и другие, напротив, совершенно конкретные цифры.


Нынешние 129 скважин – это уже вторая волна распродажи нефтегазовых сооружений Удмуртии за последние два года. До этого нефтяные скважины включались в план приватизации на 2010 год. Продавались 75 объектов, объединённых по географическому принципу в 19 лотов (в среднем 3-5 скважин на 1 лот). Тоже проводилась «независимая рыночная оценка»: по 19 из 19 лотов конкурс выиграла организация оценщиков ООО «Инком-эксперт». Она хоть и не показывала фокусов с нулевыми сроками исполнения контракта, но «заруливала» всех конкурентов по другому интересному критерию – наибольшему числу уже выполненных контрактов по оценке казённой собственности (согласно конкурсной документации, 686 контрактов за 2007 - 2009 годы, то есть буквально ни дня без сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти по имущественным вопросам). В результате работы оценщиков «Инком-эксперт» «групповые» лоты были оценены в суммы от 1,8 до 35,2 млн рублей, а в среднем – 2,6 млн рублей за каждую отдельную нефтяную скважину.


Но и этих денег бюджет Удмуртии не получил. Открытый аукцион, назначенный на 17 декабря 2010 года, не состоялся в связи с участием менее двух претендентов на имущество. Скважины выставили на продажу посредством публичного предложения, в процессе которого цена по всем без исключения лотам снизилась ровно вдвое – до «цены отсечения», дешевле которой продать имущество уже нельзя. На 2 лота (5 скважин) покупателей не нашлось. Остальные 70 скважин 21 февраля 2011 года купила «Белкамнефть» Михаила Гуцериева - от 880 тысяч до 17,6 млн рублей за пучок, или в среднем по 1,2 млн рублей за штуку…