- Самым странным в истории с «КОМОСом» является долгое отсутствие публичной позиции республиканских властей и лично Президента УР Александра Волкова. Аккуратная реплика председателя Госсовета УР Александра Соловьёва, сказанная спустя неделю и между делом на плановой пресс-конференции, не в счёт. Правительство УР на протяжении нескольких лет продавало принадлежащие казне Удмуртии активы структурам, входящим в систему «КОМОС ГРУПП». Благодаря этим, вероятно, небескорыстным стараниям «КОМОС» сегодня занимает доминирующую позицию в агропромышленном комплексе республики. И сегодня, когда чуть ли не каждый день на входящих в холдинг предприятиях идут полицейские спецоперации с «маски-шоу», кто, как не власти, обязаны реагировать на нестандартную ситуацию.
Происходящее вокруг «КОМОСа» не может считаться частным делом только узкой группы топ-менеджеров агрохолдинга и следователей МВД по УР, потому что, если спустя несколько месяцев вдруг станет известно, что у каких-то предприятий из системы «КОМОСа» появились новые хозяева, надо понимать, что это за «хозяева». Мне как человеку, родившемуся здесь и прожившему в столице Удмуртии 49 лет, не хотелось бы, чтобы так же, как и в случае с «Белкамнефтью» в 2003 году, системообразующая часть АПК Удмуртии ушла в руки, условно говоря, ещё какого-нибудь чечено-ингушского клана. Президент Волков отдал четверть добычи нефти в республике ингушскому бизнесмену Михаилу Гуцериеву и никого об этом, кстати, не спрашивал. Отдал - и всё. Так же как в прошлом году отдал мандат депутата Госдумы чеченцу Бекхану Агаеву, сыну партнёра Михаила Гуцериева на рынке нефтепродуктов. Местный бизнес из важных и сверхдоходных сфер вытесняется капиталом с Северного Кавказа, к которому раньше у правоохранительных органов были большие вопросы. И не надо искать в моих словах признаки разжигания национальной розни. Это факт, и очень тревожный факт. Президент Волков за сохранение своей должности, по моему мнению, всегда был готов отдать что угодно.
Лично мне импонирует новый министр внутренних дел по УР Александр Первухин, он отличается от всех своих предшественников за последние двадцать лет - Сосновского, Арзамасцева, Щербакова и Никитина (хотя его уже мало кто помнит). Я могу об этом судить, потому что как издатель и публицист неоднократно судился с тремя из них. На закате милицейской карьеры министра Сосновского через суд прошло восемь гражданских дел, рассмотренных судом по искам милиции в отношении газеты и её авторов. Шесть месяцев допрашивали всех сотрудников газеты «День», пытаясь привлечь меня к уголовной ответственности, и много ещё чего по мелочи. Сейчас во главе МВД по УР впервые стоит руководитель, который не оглядывается на указы республиканских начальников. Это хорошо. Но дело не в министре Первухине, а в том, чем могут закончиться «маски-шоу» на предприятиях «КОМОС ГРУПП», независимо от того, «заказывал» кто-то их или нет.
Политических последствий ждут очень многие, кого достали почти два десятилетия бездарного правления Волкова. Между тем потирать руки от того, что следователи допрашивают сегодня руководителей «КОМОСа» и коробками выносят документы из бухгалтерий их предприятий, дестабилизируя работу холдинга, думаю, не стоит. Понятно, что владельцы и руководители «КОМОСа» получают сегодня возврат за всё то, что раньше исходило от них самих. По большому счёту, это так и есть. И завтра, я уверен, появится немало желающих пнуть «компанию Осколкова», тем более что под силовым прикрытием спецназа это уже не сопряжено с каким-либо риском. Однако, если смотреть на происходящее ответственно, надо понимать, какие это, возможно, будет иметь последствия в будущем.
С 2005 года я бескомпромиссно боролся за сохранение в составе республиканской казны контрольного пакета акций ОАО «Удмуртнефтепродукт», на ресурсах которого, собственно, и вырос частный агрохолдинг «КОМОС», выступал против всех приватизационных сделок «под структуры КОМОСа», поглотившего прибыльные предприятия АПК. Думаю, многие согласятся, что фактически я был единственным, кто на протяжении нескольких лет открыто вёл и организовывал эту борьбу.
Опубликованы десятки материалов в СМИ, направлено множество обращений в различные федеральные инстанции, проводились массовые публичные мероприятия. И никому там, наверху, не было до всего этого дела. В моём архиве полно отписок на данный счёт. А сейчас вдруг проснулся интерес… Поэтому лично я верю Андрею Осколкову, с которым, кстати, знаком давным-давно - с начала 1999 года - и который на днях заявил, что в основе «наезда» на «КОМОС» лежит рейдерский интерес к активам этого холдинга. Верю, но не оправдываю.
В связи с тем, что произошло, считаю, что надо сегодня выводить ситуацию с «КОМОСом» из криминальной плоскости в общественно-политическую. Эта тема, по моему убеждению, должна стать предметом для проведения парламентских слушаний в Госсовете Удмуртии, и в них должны принять участие представители всех реально действующих в Удмуртии политических партий, депутаты Госсовета УР, эксперты. Цель - выработать перспективную позицию в вопросе о будущем агропромышленного комплекса республики. В нынешнем состоянии доминирование «КОМОСа» не устраивает многих аграриев, при этом сам «КОМОС» теперь становится мишенью для влиятельных рейдеров. Надо снижать эти риски. Возможно, выстраивание системы безопасности в республиканском АПК потребует поставить вопрос о передаче блокирующего пакета активов «КОМОСа» в республиканскую казну. Тезис о мягкой национализации с выкупом собственности, кстати, входил в программные установки партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» на всех последних выборах. И здесь не исключается компромисс с топ-менеджерами агрохолдинага.
Одно условие - из процесса выработки позиции по «КОМОСу» должен быть исключён Президент УР Александр Волков. У него нет на это морального права. И им-то как раз пусть, если хотят, занимаются правоохранительные органы. От его ухода республика никаких потерь точно не понесёт.
То, что происходит сегодня с «КОМОС ГРУПП», на самом деле, было неизбежно, но, наверное, его владельцы и топ-менеджеры считали, что, пока Волков остаётся президентом Удмуртии, ничего подобного случиться не может. Последние события опровергают эту иллюзию. Волков просто сидит в своей резиденции. И всё. Без какой-либо пользы для окружающих. Поэтому пора ставить ситуацию с головы на ноги, потому что, пока не закончится устроенный им, образно говоря, «цирк» Удмуртской Республики, будут продолжаться и «маски-шоу».
P.S.
Этот материал был размещён на ленте новостей сайта ИА «День» в воскресенье, 1 июля, а утром в понедельник, впервые за весь период конфликта, Александра Волкова, наконец, прорвало. Негативно оценив силовые действия МВД по УР, президент Удмуртии попросил прокурора УР Сергея Панова «обеспечить законность». Вряд ли такое участие можно расценивать как реальную помощь «КОМОС ГРУПП». Скорее, нервы не выдержали…