6.jpg




В филиале «скорой помощи» №1 в Индустриальном районе Ижевска оживление начинается с половины восьмого утра. В пустой «карман» вдоль улицы 10 лет Октября первым заезжает уазик – в нём шестеро водителей, заступающих на новую смену. Они заходят в здание подстанции, выходят, курят, ждут свои рабочие экипажи. Через несколько минут стоянка начинает заполняться. Четыре УАЗа и две ГАЗели выстраиваются в ряд, и начинается сдача-приём машин.


Палки хранятся в автомобилях под водительским сиденьем. Водитель Андрей откидывает крышку бензобака, извлекает инструмент – слегка изогнутый прут длиной полметра, отполированный ладонями, с любовно вырезанными засечками через каждые два или три сантиметра. Одна засечка стоит криво, образуя неравные деления, – узловатый сучок помешал разметить промежуток, как положено.


Деревянный щуп опускают в горловину бака. Он уходит туда почти целиком, угол погружения не виден. После извлечения на свет кончик прута тёмный от бензина. По засечкам считают остаток топлива: 5, 10, 15, 23 литра. Эта цифра пишется в журнал в присутствии обоих водителей – заступающего на дежурство и отработавшего свою смену. Водители посмеиваются друг над другом, смеётся медик, проходящий мимо, смешно и мне. Но делать нечего – приказ начальства.


Цифры «с палки» идут не только в бортовые журналы, но и в документы, сдающиеся руководству. Где-то в администрации ОАО «Медавтотранс» в конце месяца подбивают топливные балансы. По нормам расхода топлива уазику положено 19,72 литра на 100 километров, полноприводной ГАЗели - 19,22 литра, заднеприводной – 17,115 литра. Так с сотыми и тысячными долями перерасход и считают, хотя очищенная от коры ветка с дерева как измерительный прибор вряд ли прошла бы сертификацию в Росстандарте. Шутки заканчиваются, когда приходит время идти за деньгами в кассу. «Литр здесь, литр там», по выражению одного из водителей, может превратиться в сотни рублей вычета из его зарплаты «за пережог». Сумму штрафа для водителя считают исходя из стоимости бензина на АЗС с учётом скидки по пластиковой карте.


Два месяца назад, по словам председателя профсоюзной ячейки работников «Медавтотранса» Эдуарда Никишкина, над водительской зарплатой нависла ещё более суровая угроза. Минздрав Удмуртии в апреле отчитался о завершении установки системы ГЛОНАСС на всех автомобилях «скорой помощи» Ижевска, обошедшейся республиканскому бюджету в 4 млн рублей. Министр здравоохранения УР Владимир Музлов, докладывая об этом президенту Удмуртии Александру Волкову, заострил внимание на сокращении времени прибытия «неотложки» к пациенту за счёт возможностей спутниковой навигации. Вряд ли кто-то мог предположить, что в ОАО «Медавтотранс» космическая технология встанет с деревянными палками в один и тот же ряд карательных инструментов.


ГЛОНАССом администрация «Медавтотранса» считает для каждой машины пройденное расстояние. Полученную цифру сопоставляют с данными на спидометре. Если пробег по счётчику больше пробега по спутнику, то водитель лишается сразу 100 процентов премии, а это уже не сотни, а тысячи рублей. Проблема тут не только в силе удара по кошельку работника: при назначении такого «штрафа» утверждается, что водитель преднамеренно накрутил счётчик (в документах это называется «порчей спидометра и измерительных приборов»), то есть «списал» залитый в бак бензин на фальшивые километры. Фактически это означает, что работодатель обвиняет своего работника в воровстве, что совсем небезобидно в таком небольшом, в сущности, коллективе.


Достоверно известно о нескольких случаях лишения премии по этой статье за последний месяц. Сколько в точности, не знают ни водители, ни председатель их профсоюза. Как предполагает Эдуард Никишкин, в последнее время применение санкций «по ГЛОНАСС», возможно, застопорилось, так как водители понемногу начинают отказываться подписывать без разбору всё, что на них сваливает администрация. Но составить цельную картину происходящего тяжело: две сотни водителей «Медавтотранса» разбросаны по пяти ижевским подстанциям «скорой помощи», работают по графику и никогда не собираются все вместе в одном помещении.


То есть работать председателю Никишкину и так непросто, а тут ещё конкуренция. Года полтора назад руководство ОАО «Медавтотранс» решило создать свой профсоюз, с бесплатной страховкой и лотереями. И создало, и с той поры автоматически записывает к себе всех водителей и механиков, приходящих устраиваться на работу. Заявление о вступлении в профсоюз администрации, во главе которого стоит заместитель директора «Медавтотранса» по эксплуатации Владимир Паршаков, выдают вместе с остальными документами. Зато бланков заявления о выходе из него в отделе кадров нет, и до сих пор всех работников, изъявивших такое желание, отправляли к директору. Тут человек ещё подумает, бросать ли тень на свою лояльность перед начальством.


Создание «профсоюза администрации» совпало по времени с прошлым обострением трудовых вопросов в ОАО «Медавтотранс». Осенью 2010 года («Д» писал об этом) профсоюз водителей начал долгую процедуру организации забастовки. Чтобы на законных основаниях прекратить работу и не быть уволенными, от работников требовалось пройти сложную бюрократическую процедуру, и водители добрались до этапа официальных переговоров с директоратом. По итогам обсуждения водительских проблем – низкой заработной платы в первую очередь – базовый тариф оплаты труда водителя подняли в несколько этапов с 28 руб. 20 коп. до 31 руб. 02 коп. в час, а премию – с 30 до 40 процентов. Работа на одну ставку после всех повышений теперь соответствует примерно 9,5 тыс. рублей в месяц, поэтому водителям всё равно приходится набирать дополнительные часы. Но даже в обмен на эту скромную уступку руководству ОАО «Медавтотранс» удалось взять с профсоюза письменное обязательство о прекращении забастовочного движения по вопросу о зарплате до конца 2012 года.


Именно тогда брат сегодняшнего главы Администрации Ижевска Дениса Агашина Максим Агашин – в то время генеральный директор ОАО «Медавтотранс» – стал известен обещанием в случае забастовки «согнать за руль южан, солдат и таксистов», которое ему приписывали возмущённые водители из числа инициаторов забастовки. Сама по себе эта фраза вряд ли основывалась на реальных возможностях гендиректора, но желание администрации предприятия иметь в случае чего под рукой собственную профсоюзную структуру лежит в том же русле. По оценкам Эдуарда Никишкина, к началу 2012 года параллельный профсоюз замдиректора Паршакова по численности оказался уже сопоставим с изначальным профсоюзом водителей, существующим много лет и охватывающим до 100 из порядка 260 сотрудников «Медавтотранса». Членов новообразованного профсоюза мотивируют ежемесячным розыгрышем небольшого денежного приза, бесплатной страховкой жизни-здоровья и пониженными взносами.


Так обстоят дела за полгода до того момента, когда водители ОАО «Медавтотранс» смогут вернуться к вопросу о забастовке. О том, что начинать этот процесс всё равно опять придётся, в профсоюзе предприятия говорят увереннее с каждым днём. Основных «горячих точек», не считая истории с палками, две: во-первых, естественно, зарплата, во-вторых, состояние автопарка «скорой помощи», его обслуживание и ремонт, что вообще отдельная история, осложнённая странными схемами аренды автомобилей и побочной коммерческой деятельностью ремзоны. Пока же работодатель и работники не могут сойтись даже в оценке износа имеющихся машин, а председатель профсоюза Эдуард Никишкин общается с начальством «Медавтотранса» только письменно: в кабинет директора Андрея Стерхова, по словам председателя, его давно уже «не пускают».




6_1.jpg

6_2.jpg