5_1.jpg





Но разрушение лепнины, как оказалось, было только внешним поводом, «последней каплей» среди множества «неувязок». Дело в том, что Никольский храм, по мнению Анатолия Липина, уникален по целому ряду параметров. Это первая работа Семена Дудина в Вятском крае. Он построен в стиле русского классицизма. Посвящён, как гласит доска при входе, «во славу русского воинства», один из двух приделов, собственно Никольский, открыт для служб в 1815 году, второй - Спасский - в 1820-м.


Нынешний конфликт разгорелся вокруг реставрации как раз этого, как его называют, «летнего», или Спасского зала. Побывавший 1 марта в Данилово, а затем выступивший на партхозактиве в райцентре президент Удмуртии Александр Волков пообещал полностью восстановить храм (нетрудно по дате догадаться, что это были последние дни агитации перед президентскими выборами). Тем более что это единственная православная церковь на весь 11-тысячный район. Пообещал и распорядился выделить из благотворительного фонда при Министерстве культуры 2 миллиона рублей.


Чтобы понять, как соотносится реальная потребность с выделенной суммой, приведём найденные в Сети цифры: разрушался храм с 1962-го по 1991 год (30 лет), затем он был включён в реестр исторических памятников, и за последующий период на его восстановление потратили в общей сложности 1 миллион 735 тысяч рублей. Кроме того, как написано на одном из дизайнерских сайтов, было собрано (и, видимо, тоже истрачено) пожертвований и благотворительных взносов ещё на 770 тысяч рублей. По заключению неназванной проектной организации для полного восстановления храма требуется ещё более 10 миллионов рублей.


Цитата: «Александр Волков поручил министру строительства, архитектуры и жилищной политики УР Сергею Шикалову подготовить смету работ по приведению зала в порядок. Кроме того, президент обратился к Митрофорному протоиерею Виктору Костенкову с просьбой подготовить предложение - сколько финансовых средств необходимо, чтобы доделать иконостас в уже отреставрированном зале храма. «На иконостас, хоть завтра, сколько денег надо - столько и дам, - заявил Александр Волков. - А прихожане, жители села Данилово и Киясовского района, должны обязательно знать историю храма».


Сейчас храм действующий, в «зимнем» зале идут службы, а Спасский придел совершенно «раздет» - голые стены и пустые проёмы окон. Именно ударное начало восстановительных работ стало причиной обострения, видимо, давно тлевшего конфликта и внутри общины. К приезду комиссии готовились обе стороны - и те, кто её приезд инициировал, и те, кто видел в них «супостатов», противников продолжения работ. «Оборону» храма начали с наступления на экспертов. Суть выступлений этой части прихожан сводилась к тому, что даже если отец Виктор (Костенков) чего и не соблюл, то это не беда, главное, дело-то благое, нельзя «дать по рукам» тем, кто «всем сердцем и душой…» и т.д.


Сам отец Виктор в это время смиренно стоял тут же с чёрной папочкой под мышкой, которую, не открывая, демонстрировал каждый раз, когда речь заходила о проекте. В «греческом хоре» защитников г-на Костенкова были две пожилые дамы и один мужчина лет пятидесяти. Говорили громко, напористо, женщины время от времени плакали.


Растерявшихся от такой эмоциональности экспертов спасло выступление члена Союза архитекторов Нины Степанюк, которая отметила, что их приезд вовсе не означает «закрытие» стройки, что они приехали помочь истратить выделенные деньги грамотно, квалифицированно. И тут же привела примеры того, что происходит тут и там в Удмуртии, когда средства, выделенные на реставрацию, просто «осваивают».


«Мы были в селе Васильевское, там деревянный храм обшили сайдингом. Он через 2-3 года начнёт гнить. А сейчас стоит красивый. Село Ежево на севере. На скорую руку помазали, поштукатурили, ещё не сдали в эксплуатацию, он уже облазит вместе со штукатуркой. Село Укан. Васнецовская живопись внутри. Школа братьев Васнецовых писала иконы внутри. Вы таких и не видели. Так красиво было. Ладно, иконы у нас не охраняются законом. Просто побелили, ободрали. Снаружи… храм уже облазит, штукатурка облезла. Прошёл ветер - три четверти крыши ободрало вместе с маковками. Так вот деньги, которые потрачены, должны быть потрачены правильно», - сказала Нина Степанюк.


Защитников отца Виктора выступление архитектора задело за живое - они тут же начали перечислять свои претензии к уже произведённым (как они полагают, недоброкачественно) работам. По словам прихожан, и электрику сделали непродуманно, в храме сейчас всего одна электрическая розетка, и кровлю покрасили не того класса краской (надо было финской, а помазали чем-то своим). Резюме заключалось в одной из реплик прихожанок: мол, когда она пыталась узнать, как и на что тратились деньги, ей был дан ответ – «кто давал, пусть тот и спрашивает, не ваше дело».


Среди разгула эмоций трудно было понять, какого рода претензии были у специалистов к началу работ? Это, наконец, стало ясно, когда реставраторы провели экспресс-обсуждение в Никольском (действующем) приделе. Оказалось, что отец Виктор приступил к реставрационным работам, не имея на то ни лицензии, ни разрешения. Кстати, в хоре слёз и отчаяния у него тоже было своё «соло». Обращаясь к собравшимся, Костенков заявил, что уже заплатил аванс подрядчику, но готов «взять его на себя», если работы закроют. Значит, видимо, понимал, что закрыть есть основания. Выступил и подрядчик, представившийся как «президент армянской диаспоры», но так и не назвавший своего имени и фамилии. «Президент диаспоры» вообще сказал, что готов работать даром и никаких денег ему не нужно.


Резюме Экспертного совета свелось к следующему: на данный момент пока ничего страшного не случилось. Разрушенная лепнина XIX века была в плохом состоянии и сама уже падала на пол, так что, так или иначе, её пришлось бы убирать. Но имеются все необходимые замеры, видео- и фотосъёмка, чтобы восстановить её в том же виде. Пробел с лицензией - «под свою лицензию» готов взять ход работ член Союза архитекторов Дмитрий Шабалин. Автор проекта реставрации Валерий Ситников, осуществлявший авторский надзор при восстановлении Михайловского собора в Ижевске (в совещании не участвовал, говорят, что его почему-то не пригласили), будет привлечён к работам на основании договора об авторском надзоре. Дело осталось за «малым» - нет заключения историко-культурной экспертизы (оказывается!). Директор Центра по охране объектов культурного наследия Нина Девятова пообещала: «За нами дело не станет!» И вот только тогда, по выражению начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры УР Ирины Пудовой, «госорган с удовольствием даст разрешение».


Как говорится, начать и кончить. В ходе совещания выступил известный ижевский архитектор Сергей Макаров, который сказал, что ощущает, что здесь (в Никольском храме) применяли цементно-песчаную штукатурку, которая для таких объектов - «смерть». Что есть специальные известково-песчаные смеси, которые он сам, в частности, использовал при реставрации Благовещенского собора в Воткинске. В общем, нужно, сказал Макаров, чтобы каждая деталь реставрации была обеспечена специалистами и материалами. Дружные крики - «Правильно! Молодец!» Уже на другой день, как было объявлено, отец Виктор должен был дать команду к возведению лесов в Спасском зале. Однако про деньги при этом никто ни слова не сказал. Уместится ли всё это в рамках выделенных средств? Как сообщил мне помощник Президента УР Максим Шумихин, если всё делать «по правилам», то собственно на работы останется не более 500 тысяч. Получается, что «щедрый дар» с барского плеча больше напоминает «тришкин кафтан» - ведь всё равно не хватит, так пусть уж сделаем кое-что кое-как.


Снаружи возле церкви лежали кучи щебня, точнее, это и было всё то, во что превратилась драгоценная историческая лепнина. Где-то ещё видны были чудесные розетки, лиловые гроздья винограда, растительный орнамент. Среди мусора Нина Степанюк выбирала для своей коллекции крупные фрагменты того, что было утрачено, утрачено безвозвратно.



 
Отец Виктор сумел отделить лепнину  от храма.

5_3.jpg

5_4.jpg