3_1.jpg




У автобуса с табличкой «заказной» стоял кондуктор с сумкой и собирал по 50 рублей с «рыла» за 25 минут поездки (ехали, правда, дольше из-за субботних пробок). На большом лугу в уже привычном порядке разместились торговые ряды районных центров народных промыслов и ремёсел. С противоположной стороны - такие же ряды со всевозможной едой, выпечкой. Совхоз «Восточный» опять всех перешиб дешевизной своих шашлыков - 75 рублей за 100 граммов (при средней цене в городе от 130!). Однако - мелочь! - привезли их уже готовыми, в больших термоконтейнерах. Поэтому шашлыки ни дымком не пахли, ни луком не были приправлены. Зато в двух печурках (действующих «моделях» натуральных) принародно пекли перепечи. Недвижимы были крылья ветряной мельницы, хотя ветер был сильный. Как потом оказалось, крылья специально были привязаны верёвкой, чтобы не крутились. Зачем?


Ни пива, ни вина на общей площадке никто не продавал. Народ гулял трезвый, что было весьма приятно и в целом на мажорном настроении сказывалось, скорее, положительно. Однако нет таких запретов, которые наш народ не сумел бы обойти. Во-первых, у всех делегаций, как говорится, «было с собой». Я могу это утверждать с достоверностью, поскольку меня в нескольких местах угощали. Но угощались по-людски, для настроения. Уже после полудня, гуляя по заповеднику, обратила внимание, что откуда-то из-за пруда народ валом валит, извиняюсь, с красными лицами. Разведка донесла: на той стороне небольшого лога был разбит огромный временный павильон, который вместил накрытые столы для всех делегаций, приехавших как из районов Удмуртии, так и из других регионов. «Секьюрити» посторонних внутрь не пускали, но я сошла за «свою» - недаром похожа лицом на отца, коренного северного удмурта. Внутри павильона на столах уже всё подъели, но пустые бутылки из-под водки убрать не успели.


Кстати, почему-то не пускали и в так называемую «усадьбу центральных удмуртов», которая была на том же, что павильон, берегу лога. Возле ворот усадьбы стояли полицейские, мужчина и женщина, и всем давали от ворот поворот. Что выглядело несколько странно, поскольку все остальные «усадьбы» заповедника как на той, так и на этой стороне были открыты для осмотра и вызывали большой приток посетителей. А шторки-то на окнах чья-то рука отдёрнула…


Но тут я забежала вперёд. На главной сцене, укрытой сверху огромными надувными «лепестками», уже больше часа выступали самодеятельные артисты, когда примерно в четверть двенадцатого ведущие мероприятия торжественно пригласили на сцену президента Удмуртии Александра Волкова (до этого минут за двадцать тоже со сцены объявили, что он уже приехал). Приветствие Волкова началось по-удмуртски.


В толпе кто-то ехидно заметил, что нынче он уже «два предложения» выучил. По-удмуртски же он и окончил свою речь. Краткое содержание выступления: гигантские надои молока в Удмуртии - показатель того, как правильно мы строим свою аграрную политику; с восторгом - имеем 400 литров молока на каждого жителя республики; гигантские надои в Вавожском районе - 6 тысяч литров (видимо, на корову), что в три раза больше, чем было в советские времена. За это Вавож получит крытый спортивный комплекс с бассейном 25 метров и искусственным льдом. Начиная с 2013 года в республике продолжится строительство сельских стадионов европейского уровня (сейчас их уже 13), лыжных баз и крытых спортивных комплексов. С пафосом - «До чего дошли за 20 лет!» - сельские районы стали намного крепче после разрухи 90-х годов. За 5 месяцев этого года на селе рождаемость превысила смертность. Мы с мужеством пережили 90-е. На селе открыто 100 новых школ. Проложены тысячи (так! - Н.Г.) километров газопроводов. Строим сельские дороги.


Через три года очередей в детские сады не будет. Мы - первая территория в ПФО по естественному приросту населения, вторая - по продолжительности жизни. Приближается момент испытания - очередная избирательная кампания. «Умники бьют себя кулаком в грудь... Прошу без сомнения всем 100 процентам голосовать за партию власти - за «Единую Россию». За наших кандидатов». «Дай Бог погоды заготовить корма!»


Все цифры и статистика - на совести докладчика. Мой знакомый из Киясово, зажмурившись, помотал головой - «всё врёт!». Проверить эти данные я своей задачей не ставила. Но точно знаю, что в Завьяловском районе нормальных, неразворованных хозяйств раз, два и обчёлся. Землю у «банкротов» распродали подчистую. А молоко… Ну, так молоко переработчики (не производители!) вывозят уж в Москву и Екатеринбург. Так что 400 литров на жителя - это как посмотреть. Может, оно и не надо столько-то.


Убеждённость, с которой Александр Александрович присвоил себе заслугу даже в том, что сельская демография оказалась в плюсе, говорит о том, что либо он не в курсе, либо помощники не подсказали - самая высокая рождаемость сегодня как раз в самых слаборазвитых странах той же Африки. А рожают сегодня много не потому, что «Единая Россия» постаралась, а потому, что в фертильный возраст вошли «горбачёвские дети», последний по времени «бэби-бум». Тут хоть небо тресни, а им пришла пора.


После Волкова что-то сказали Светлана Кривилева, Николай Мусалимов и министр сельского хозяйства Алексей Стрелков. Все они начинали свои речи с обращения лично к президенту Волкову, подчёркивая «мудрость» его руководства. Затем деревянный «кылдысин» - «тотем» Гербера - из рук главы Завьяловского района перешёл в руки главы Алнашского района - со следующего года праздник опять начнёт кочевать из района в район.


После коротких награждений механизаторов-передовиков сцену заняли фольклорные ансамбли. Зрители бурно приветствовали молодых ребят, исполнивших стрит-дэнс под шлягер этого сезона, песню «Бурановских бабушек», получившую премию «Евровидения», «Эври бади, бум-бум!». Потом эта же песня доносилась из павильона, где допивали-доедали «вип-гости».


Сразу после окончания «дообеденной» части концерта в Священной роще состоялось моление - четверо мужчин-удмуртов, обвязанных белыми кушаками, произнесли молитву, после которой благословили сваренную на всех в больших котлах пшеничную кашу с мясом (в роли жертвенного мяса выступила тушёнка совхоза «Восточный»). Я спросила профессора Альберта Разина, учёного-филолога, о чём было моление. В молитве речь шла о том, чтобы Бог дал удмуртам дождя, хорошего урожая, детей и приплод скота. Профессор отметил, что молитва всегда является импровизацией «жреца» («вэсясь»). Что в ней много поэзии и красивых метафор. Так, удмурты просят, чтобы стебель у злаков имел 12 «узлов», чтобы колос был «золотой», а зерно - «серебряным». Главный «жрец», единственный из четверых имевший полностью жреческую «амуницию» (белый кафтан с передником, украшенный свежими ветками берёзы), отказался повторить своё моление в микрофон. Но имя своё назвал - Майор (!) Иванович Иванов из деревни Кузебаево. А когда гости праздника, расположившись живописными группами, ели священную кашу, пошли и напевы, идущие из души. Мне повезло даже записать чудесную марийскую песню, звучавшую по соседству. Кстати, марийцы оказались из Ижевска.


И последнее. Удивительной чистоты родник бьёт в Лудорвае. А вода в нём так вкусна, что почти сладкая. У родника отметились, я думаю, все, кто приехал на Гербер. И никто там не толпился, не торопил один другого. Перед лицом природы можно не врать и не надо толкаться.




3_2.jpg

3_3.jpg