9.jpg




На деле получается, что доверять кроме как органолептическим показателям совсем некому и нечему: лицензии на торговлю покупаются, сертификаты качества рисуются, бренды подделываются, этикетки наклеиваются скотчем, звёзды на коньяке «зажигаются» сами собой, швейцарские часы - мэйд ин чина, колбаса - соя, сливочное масло - в реальности маргарин. Да мало ли примеров обмана - каждый сможет загнуть все пальцы на руке, вспоминая печальный опыт.



В редакцию по просьбе журналистов пришла сотрудница Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, преподающая студентам товароведение. Женщина предпочла не называть своё имя. Способ её проверки товаров прост и основан на математических подсчётах.


Методом вычисления последней контрольной цифры подлинность товара определяют специалисты в торговле, в складском учёте, в библиотечном деле, в охранных системах, в почтовом деле, на сборочном производстве, при обработке документов. По поводу надёжности этого метода можно спорить. Однако, когда зачастую альтернативой бывает только одно - «понюхать и пощупать», не будем пренебрегать и таким нехитрым способом, которым пользуются профессионалы всего земного шара. А пользуются они им потому, что подделать ширину полос штрих-кода сложнее всякой лицензии.


Для того чтобы удостовериться в том, как это работает, корреспондент «Д» вместе с экспертом отправились в ближайший продовольственный супермаркет. «Мишенью» оказался магазин сети «Ижтрейдинг».

- На упаковке товара обязательно должны быть указаны такие элементы, как маркировка, название продукта, название фирмы-производителя, состав, дата изготовления, срок хранения, масса нетто (брутто), условия хранения и штрих-код, - просветила меня по пути к супермаркету товаровед. - Это обязательные требования к упаковке, но не гарант качества, к сожалению. Однако всё же советую вам отдавать свои деньги за товар, на упаковке которой все эти элементы присутствуют.


- Есть ли ещё какие-то маркеры качества?


- Определить качество без профессиональной экспертизы на сто процентов простому покупателю вряд ли удастся. Пусть даже в доказательство в магазинах вам покажут лицензию и сертификат. Прежде всего надо доверять исключительно своим глазам. Разглядеть помятость, повреждённость упаковки, залежалый вид товара – в наших силах. А ещё стоит спросить сертификат качества (или его копию) на интересующий вас товар. Обратите внимание на доску информации – уважающие себя продавцы вешают на неё лицензию на право торговли.


- Я слышала, что у менчандайзеров есть такая «фишка» – наиболее свежие продукты, майонез например, они задвигают к дальней стенке полки, выставляя на передний план товар, срок годности которого уже истекает, с тем чтобы именно его реализовать в первую очередь.


- Это правда.


- Так что не нужно стесняться брать продукты из самых закромов. И как герой Георгия Вицина из советской комедии «Операция Ы», доставать самый последний горшок.


- Исходя из собственного опыта могу сказать, что наиболее часто у нас в республике подделывают табак, алкоголь, жевательную резинку и декоративную косметику.


Перечисленные продукты и решили протестировать. Выбранными оказались произведённые в России: жевательная резинка «Dirol. Гранатовый браслет», сигареты «Пётр I», пиво «Балтика», пиво Amstel, водка Kalashnikov, вино в коробке «Изумрудная лоза» и «Киндер сюрприз» из Германии.


Расшифровка штрих-кода


C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых весьма существенных параметрах продукции.


Наиболее распространены американский универсальный товарный код UPC и европейская система кодирования EAN. Штрих-коды бывают восьми- и тринадцатизначными. Отличаются они лишь тем, что восьмизначные коды чаще встретишь на компактных упаковках, куда 13 цифр попросту не вмещаются. Толщина продольных чёрных полос штрих-кода соответствует цифрам, что располагаются над полосами, – это закодированная система цифр, маркировка. Нужна она, по большому счёту, только для считывания информации о продукте техникой на кассах.


Возьмём, к примеру, цифровой код: 4820024700016.



9__.jpg


Первые три цифры (482) означают страну-изготовителя или продавца продукта, следующие 4-я или 5-я в зависимости от длины кода страны (0024) - предприятие-изготовителя, ещё пять (70001) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет (1-я цифра - наименование товара, 2-я цифра - потребительские свойства, 3-я цифра - размеры, масса, 4-я цифра - ингредиенты, 5-я цифра - цвет). Последняя цифра «6» - внимание! - контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Значения всех групп кодов можно отыскать в Интернете в таблицах соответствия штрих-кодов.


Итак, наши конкурсанты.


Жевательная резинка «Dirol. Гранатовый браслет».


Штрих-код: 46070272


1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах, причём последнюю, контрольную, в расчёт не берём:

6+7+2=15;


2. Полученную сумму умножаем на константу 3:

15*3=45;


3. Сложить цифры, стоящие на нечётных местах, последнюю также не трогаем:

4+0+0+7=11;

4. Результаты пунктов 2 и 3 складываем:

45+11=56;


5. В любом случае отбросить десятки полученного в пункте 4 числа:

56;


6. Из константы 10 вычитаем оставшуюся в пункте 5 цифру «6»:

10-6=4;


7. Если полученная после расчёта цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно.

4равно 2.


Итак, жевательная резинка – подделка.



Сигареты «Пётр I».


Штрих-код: 46087959


1. 6+8+9=23


2. 23*3=69


3. 4+0+7+5=16


4. 69+16=85


5. 85


6. 10-5=5


7. 5 равно 9


Сигареты тоже подделка.



Пиво «Балтика»


1. 6+0+8+5+2+5=26


2. 26*3=78


3. 4+0+6+2+1+0=13


4. 78+13=91


5. 91


6. 10-1=9


Поздравляем: с «Балтикой» всё в порядке.


Впрочем, нелиповой оказалась и вся остальная протестированная алкогольная продукция: пиво Amstel, водка Kalashnikov, вино в коробке «Изумрудная лоза». А вот «немецкое» шоколадное яйцо таило в себе сюрприз - оно оказалось подделкой.