«Паук».  Австралия, 2007, реж. Нэш Эдгертон.



В зале помимо меня находилось около трёх десятков смельчаков, любителей пощекотать нервы. Когда потушили свет, я мысленно приготовилась к самому страшному, наскоро прокрутив первые пришедшие на ум воспоминания, навеянные предыдущими опытами просмотра подобного рода лент. И всё-таки была неистребимая надежда, что в киноклубе покажут что-то интересное – то, что нельзя будет вписать в строгие рамки и охарактеризовать двумя простыми словами – «классика жанра».


Так оно и вышло. Коктейль оказался приготовлен на славу. Его ингредиенты были подобраны со вкусом и лишь подчёркивали разнообразие форм и возможностей визуального искусства, оставляя после себя неоднозначное, но ни в коем случае не отталкивающее послевкусие. Семь короткометражных лент, созданных в течение последних лет (самая ранняя работа фестиваля датируется 2004 годом) и непохожих друг на друга, никак нельзя было назвать ужасами в привычном понимании слова. Скорее это были шокирующие своими стилевыми решениями небольшие драматические зарисовки.


Новые эмоции, о коих я с надеждой помыслила, выходя из дома, не заставили себя ждать. Равнодушно-безучастным на показе остаться было невозможно. С других рядов зрительного зала иногда доносились отдельные негромкие возгласы, выражающие то ли страх, то ли возмущение и неприятие только что увиденного. Подобные ощущения я отмечала и у себя: всё-таки порой трудно бывает абстрагироваться от реальности и воспринимать увиденное только лишь с позиции искусства. Но в этом-то и соль, в этом и специфика авторского независимого кинематографа.


На фестивале были представлены как сюрреалистично-фантастические драматические работы, так и работы анимационные. Некоторые из них удостоены престижных наград, в частности, на Берлинском кинофестивале была отмечена особенно понравившаяся мне короткометражка иранского режиссёра «Спроси у ветра», похожая на пугающий, но вместе с тем странно-завораживающий сон. А награду кинофестиваля в Лос-Анджелесе получила работа «Паук», самая, наверное, вписывающаяся в рамки заявленного «хоррора». Интересна по своему замыслу короткометражка «Овертайм», в которой ожившие куклы, найдя своего создателя бездыханным, пытаются жить по новым для них правилам. Этот анимационный фильм вызывает из памяти образы легендарных «Маппетов» и, по сути, является данью памяти их создателю да и всем гениальным и увлечённым людям. Остальные же анимационные работы впечатлили меня несколько меньше. Но это уже сугубо дело вкуса и особенностей восприятия. Выходя из кинозала, я уносила с собой новый материал для рефлексии и оставшееся после фестиваля лёгкое шокирующее послевкусие.