В начале марта «Д» уже приходилось писать о том, что правительство Удмуртии решило выкупить на одном из местных телеканалов фактически весь объём вещания о деятельности республиканских органов власти. На 9-миллионный контракт по «освещению деятельности» чиновников тогда могли претендовать лишь ТРК «Моя Удмуртия» и ГТРК «Удмуртия». Заявку подала только ГТРК, и если контракт с ней был заключён, как и планировалось, то до конца 2012 года зрителей этой телекомпании будут кормить вместо новостей политической заказухой – притом не сообщая, что «новостные сюжеты» о подвигах высших чинов Правительства и Госсовета УР заранее проплачены из карманов налогоплательщиков.


В эфир должно выходить до 10 «джинсовых» видеосюжетов в неделю (всего 350 заказных материалов общей продолжительностью 690 эфирных минут), оформленных как «репортажи, сюжеты, беседы, публичные дискуссии, интервью, круглые столы, прямые линии и т.д. в прайм-тайм».


Теперь настал черёд городских властей. Муниципальный заказ на «оказание услуг по распространению информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления» аппарат Гордумы Ижевска разместил на официальном портале госзакупок на прошлой неделе в четверг, 5 апреля. Максимальная цена контракта – 9 млн 63 тысячи рублей. Проект контракта, приложенный к конкурсной документации, свидетельствует о том, что речь снова идёт не об обязательной по закону публикации официальных документов, а о популяризации точки зрения властей под видом журналистских материалов. И проблем здесь возникает две.


Неэтично


Взглянем на цифры в таблице и попробуем прикинуть объём заказухи, который планируют организовать ижевские чиновники по каждому из каналов распространения информации (Интернет, телевидение, радио, бумажная пресса). Разделять эти потоки на отдельные СМИ нет смысла, поскольку о предпочтениях ижевчан нет исчерпывающих данных.


Итак, аппарат ижевской Гордумы заказывает: 100 сообщений информационных агентств в сети Интернет; 150 минутных видеосюжетов в новостях на ТВ; 350 сообщений на радио продолжительностью не менее 20 секунд; 156 отдельных газетных публикаций. Итоги размещения заказа, согласно конкурсной документации, будут подведены 21 мая. Даже если контракт начнёт исполняться с 1 июня, то до конца года в среднем каждую неделю на ижевчан будет вываливаться по 3-4 заказных сообщения интернет-агентств, 5 «джинсовых» видеосюжетов, 12 проплаченных радиовставок и 5 газетных статей, не имеющих, по сути, отношения к журналистике.


В проекте контракта, предложенном чиновниками, оговаривается, что заказчик (аппарат Гордумы Ижевска) будет, во-первых, «самостоятельно определять тематику и содержание информационных материалов», во-вторых, «требовать от исполнителя обеспечения в размещаемых материалах передачи официальной позиции заказчика» и, в-третьих, в актах приёмки-передачи указывать журналистам «перечень выявленных недостатков и срок их устранения». Это даже уже не цензура, это надругательство над декларированной в Конституции РФ свободой слова.


Незаконно


Конкурс, объявленный властями Ижевска, с точки зрения закона о государственном и муниципальном заказе совершенно абсурден. Набор услуг 29 конкретных средств массовой информации, которые имеют разных учредителей и фактических владельцев, проходит единым «лотом»: ни одно из указанных СМИ не будет, собственно, бороться за получение заказа, и ни с одним из них аппарат Гордумы Ижевска не планирует вступать в договорные отношения.


В конкурсе будут участвовать некие посредники, каким-то волшебным образом гарантирующие, что после заключения контракта с аппаратом Гордумы сумеют склонить к сотрудничеству все без исключения 29 газет, теле- и радиокомпаний на условиях, формально подписанных без участия самих этих СМИ! Так, может быть, респектабельный «Интерфакс-Поволжье» преждевременно поставили в конкурсной документации в один ряд «исполнителей», например, с информационным агентством «Сусанин»?


Возможно, и так, но в обосновании цены контракта представитель аппарата Гордумы упоминает, что запрашивал расценки на данный набор публикаций, и получил содержательные ответы. По утверждению чиновников, как минимум три коммерческие организации берутся обеспечить услуги указанных СМИ в полном объёме и предлагают конкретные прайс-листы, на основании которых и была подсчитана средняя (минимальная) цена муниципального контракта. Эти посредники не смогли бы составить прайс, не уточнив сначала расценки у самих средств массовой информации. Тут уж или кто-то соврал в процессе «обоснования цены», или список СМИ-«исполнителей», указанный в конкурсной документации, - подлинный.


Его наличие нарушает как минимум один пункт закона о госзакупках №94-ФЗ: «конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя… если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа» (ч. 3 ст. 22). В свою очередь, неправомерное ограничение круга производителей информационного продукта для аппарата Гордумы может быть признано нарушением ч. 2 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»: «при проведении торгов… запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах», что по ч. 4 той же статьи влечёт признание будущей сделки недействительной, в том числе по иску антимонопольного органа.


Ну а пока Управление ФАС по Удмуртии раздумывает, следует ли ему вмешаться, остаётся только пожелать ижевчанам: будьте осторожны! Республиканские СМИ работают не на вас.




3.gif