Исписав все листы, мужчина замер под ворохом бумаги, слышалось лишь его тяжёлое дыхание. Именно таким образом происходило открытие Финского фестиваля в Ижевске. Мужчина - не сумасшедший, он просто всемирно известный финский перформер Виллем Вильхельмус.


Фестивали кино различных стран стали для жителей столицы Удмуртии вполне ожидаемыми. Два-три раза в год в Ижевском киноклубе можно каждый день в течение недели смотреть самое лучшее современное кино из Франции, Германии, Чехии, Польши и других стран. «Финское кино мы показываем постоянно, - рассказывает куратор Ижевского киноклуба Андрей Смирнов. - Первоначально мы делали его как кинофестиваль. В последние годы он расширяется, и помимо кино там бывают другие события».


В этом сезоне фестиваль состоял из трёх частей - кино, выставки и перформанса. Восемь финских фильмов, презентованных в кинотеатре «Дружба», шли ежедневно по вечерам целую неделю. Основное «киноблюдо» организаторы фестиваля «приправили» выставкой киноплакатов к фильмам одного из знаменитых финских режиссёров Аки Каурисмяки, который наиболее точно выражает черты финского характера: мрачную медлительность, меланхоличность, немногословность.


«Аки Каурисмяки - очень финский режиссёр. Кроме афиш здесь представлен видеоряд - отрывки из его фильмов, - открыла выставку атташе по культуре Посольства Финляндии Алла Богомолова. - Фильмы, представленные на Финском фестивале, очень разноплановы. Здесь и комедия, и триллер, и драма, и детское кино... Я думаю, что эти фильмы будут очень интересны вам, поскольку есть схожесть проблем в наших культурах». Вместе с Аллой Богомоловой фестиваль открывали Андрей Смирнов и арт-директор галереи «Грифон» Александр Старков. «Наслаждайтесь искусством», - пожелал присутствующим хорошего вечера Александр. Куратор киноклуба Андрей Смирнов представил Виллема Вильхельмуса и обратил внимание на то, что ижевчане могут провести со знаменитым финским перформером целых три вечера. На одном из вечеров Виллем прочитает лекцию на тему «Перформативное искусство как особый язык», на другом научит желающих владеть своим телом, а на третьем вместе с участниками мастер-класса представит коллективный перформанс.


Атмосфера на открытии фестиваля была душевной и дружеской. Многие с нетерпением хотели пообщаться с Виллемом и выжидали своей очереди. Каждому хотелось узнать, что означал тот непонятный перформанс. Я в свою очередь тоже спросила об этом у Виллема. В ответ он со смехом сказал, что не будет ничего объяснять, ведь прелесть перформанса состоит в разнообразии впечатлений и толкований происходящего. Предназначение перформанса - вызывать у каждого свои ассоциации, мысли.


Это подтвердилось. Общаясь со встреченным на выставке знакомым, я услышала его версию увиденного. Ему показалось, что этот перформанс о несвободе творчества. Я начала с ним спорить и доказывать обратное, что это как раз о свободе. Ведь художник творит (пишет буквы) с закрытыми глазами (его голова привязана к столу). На что он ответил мне, что художник всё-таки привязан, а «с закрытыми глазами» - это может значить не творчество, а графоманство.


Впоследствии, думая над перформансом, я поняла, кого ещё мне напомнил этот «псевдохудожник». Его поза, раскинутые руки и привязанная голова жутко напоминали насекомого. Вспомнился рассказ Франца Кафки «Превращение», главный герой которого, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Читатель просто поставлен перед фактом - превращение свершилось, а почему - не столь важно. В данном случае раскрывается драма «маленького» человека, столкнувшегося с непримиримым, непонятным и грандиозным роком. Собственно, подобные чувства смятения, угнетения и страха я и испытала, наблюдая за перформансом.

На лекции Виллем метафорично и очень ясно рассказал об искусстве перформанса как об особом языке: «Рассказ начинается со слова, но это не только слово, это тональность. Жесты, паузы, нарастание или ослабевание темпа - средства рассказчика для волшебства. Давайте попробуем убрать слова. Останутся совместные переживания, которые созданы рассказчиком».

Медленно повествуя, Виллем пришёл к главному и вывел свою формулу перформанса: «данное время + совместное переживание, в котором участвуют и аудитория, и сам творец». Получается, что аудитория - важный компонент перформанса, без которого сам перформанс существовать не может, ведь искусство перформанса связано с коллективным переживанием. Эмоции - это и есть искусство. Кроме того, прелесть перформанса как искусства в том, что это «свободное искусство», выбираемое искусство. Какими бы ни были получаемые эмоции от перформанса, он никогда не сможет навредить зрителю, ведь по желанию, если человеку не нравится, он может и не смотреть.