Главный редактор газеты «День» Сергей Щукин обнаружил всё это, с позволения сказать, «граффити» в начале десятого утра, когда подъехал к редакции, а уже минут через двадцать в кабинет редактора вошёл герой прошлых публикаций о милицейском беспределе, сотрудник Центра по противодействию экстремизму Михаил Шутов. На вопрос, как он узнал о хулиганской выходке, полицейский ответил уклончиво. Со слов Шутова, кто-то (неизвестно кто) якобы позвонил в полицию. «У меня вообще подозрения, что это вы к этому и причастны», – прямо высказал своё мнение полицейскому главный редактор «Дня». «Может быть», - как-то философски ответил Шутов и поспешил удалиться.


Вскоре к трёхэтажному дому № 171 по ул. Вадима Сивкова, где размещается редакция, подъехала полицейская «ГАЗель», и сотрудники МВД по УР начали опрос жителей и сотрудников офисов. За этим занятием был замечен ещё один герой публикаций «Дня», коллега Шутова по Центру «Э» Артём Ахметзянов. Аккуратно сделав сколы краски с «граффити», где кроме свастики присутствовали разжигающие национальную рознь надписи: «Бей жидов», «Смерть хачам», а также аббревиатура РОНС, полицейские покинули место происшествия.


Какие могут быть версии случившегося? Собственно, вопрос сводится к следующему: это банальная выходка неонацистов или чья-то провокация? Некоторые персонажи из местной неонацистской тусовки, действительно, не любят газету «День». Здесь они полностью солидарны с позицией региональных властей (для которых редакция – это штаб оппозиции) и милицейскими (полицейскими) чинами, чья деятельность подвергалась критике на страницах газеты.


Самая очевидная версия, связанная с трениями между «Днём» и неонацистами, не очень вяжется с текущим моментом. В газете уже давно не было публикаций на подобные темы, поскольку в актуальной информационной повестке жизни столицы Удмуртии националисты почти отсутствуют. Последний эпизод, кажется, был связан со зверским убийством студента Стаса Корепанова, где явно прослеживался неонацистский след. Что касается РОНС, аббревиатура которого фигурирует в нацистском граффити, то да - в Ижевске сейчас проявляет некоторую активность небольшая группа националистов, среди которых, видимо, есть сторонники и достаточно радикальных взглядов. И их находящийся в бегах по 282-й статье лидер Василий Крюков, представляющийся иногда как руководитель ижевского отделения РОНС, регулярно высказывает в своем блоге претензии к газете "День". Однако, во-первых, насколько я знаю, свастика данного вида не является символом РОНС, во-вторых, ставить под уголовно и административно наказуемыми призывами и символами название своей организации – совсем уже глупо. То есть всё очень смахивает на сознательно спланированную провокацию, где РОНС просто подставили.


Подозрения, высказанные главным редактором Сергеем Щукиным, мне представляются обоснованными.


В редакцию и располагающуюся в соседнем помещении приёмную регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Координационного Совета гражданских действий постоянно приходят гражданские и социальные активисты, которые априори находятся под подозрением Центра «Э», давно уже выполняющим, с моей точки зрения, функции не столько борьбы с терроризмом и экстремизмом, сколько политического сыска.


Теперь у сотрудников центра появился законный повод появляться в стенах редакции (для опроса) и даже для официального ведения постоянного наружного наблюдения. В течение нескольких дней прошлой недели проявления «наружки» уже были здесь замечены.


Напротив окон кабинета главного редактора часами простаивали сменявшие друг друга автомобили со скучающими водителями. Поскольку подобные вещи довольно регулярно повторяются в течение ряда лет, этому нами даже не было придано какого-то особого значения.


Кстати, накануне в Ижевске действительно имела место некоторая активизация националистов, в частности, как утверждают очевидцы, несколько десятков молодых людей с имперским флагом видели бежавшими строем по центральным улицам столицы Удмуртии. Курирующий политические движения Центр «Э» вполне мог отреагировать на проведённую акцию, так сказать, в профилактических целях. Лучшего места, чем стена редакции оппозиционной газеты, наверное, для этого найти трудно – тема гарантированно попадёт в Интернет и будет отражена в СМИ, и сотрудникам полиции будет чем оправдать свои новые высокие зарплаты.  


Возможно, конечно, что эта изобразительная провокация исходит не от полиции, а от других «художников», близких к республиканской и местной власти и также замеченных в склонности к различным «граффити» на грани закона. Ассоциирующаяся с подобными проектами редакция газеты «Известия УР», кстати, находится совсем рядом, но их стена ночных «художников» совсем не заинтересовала.