Карикатура с сайта http://www.ridus.ru




Экспертное агентство «Клуб регионов», специализирующееся на отслеживании политических тенденций в субъектах федерации, опубликовало статью «Отпуск Волкова подпортили отходы», в которой с недоумением отметило уход главы республики в отпуск и процитировало характерный фрагмент из обращения балезинцев к президенту Медведеву: «Достучаться до руководства нашего района, нашей республики невозможно».


Неудивительно, что на совещании 26 марта президент Волков проявил озабоченность вопросом информирования. «Александр Волков поручил создать постоянно действующий штаб при администрации района, где любой житель с 9 часов утра до 9 часов вечера может получить ответ на волнующие его вопросы, - сообщила пресс-служба Президента и Правительства УР. - Чтобы не раздувать слухи вокруг ситуации, он призвал коллег вести активную просветительскую работу с населением».


Другим «вкладом» главы республики в решение «балезинской проблемы» стал призыв к правоохранительным органам возбудить уголовное дело в отношении новочебоксарского «поставщика»
химотходов - ОАО «Химпром». Впрочем, как оказалось, это ценное указание тоже несколько запоздало. Руководитель СУ Следственного комитета по Удмуртии Владимир Никешкин отметил, что в действиях «Химпрома» уже выявлены признаки преступления и по этим фактам будет проведено отдельное расследование. Он также сообщил, что по делу о сливе химотходов шесть человек проходят в качестве подозреваемых - четверо жителей Удмуртии и двое - из Татарстана. Среди подозреваемых - сотрудники ООО «ПЭК «Ленхиммаш». По словам Никешкина, действительной лицензии на переработку и обеззараживание четырёххлористого углерода у «Ленхиммаша», которому «Химпром» передал права на химотходы, не было. Предприятие подделало электронную лицензию и отправило её на «Химмаш», где данные о лицензии не проверили. Одним из подозреваемых является также экс-глава администрации Балезинского района Сергей Наговицын, который в конце прошлой недели подал в отставку.


Попадание г-на Наговицына в список подозреваемых является ещё одним неприятным сигналом для выстроенной в Удмуртии «вертикали власти». Должностные лица такого уровня, как глава районной администрации, проходят политический «фейс-контроль» со стороны Администрации Президента и Правительства УР, в недрах которой функционирует даже отдельное Управление внутренней политики. Между тем в последнее время республику поразила целая череда коррупционных скандалов с руководителями районного уровня. Напомню, что в феврале был взят под стражу глава Можгинского района Удмуртии Владимир Максютин за взятку в 1 млн 250 тыс. рублей.


В прошлом году глава Камбарского района, руководитель отделения «Единой России» Гусман Ахметвалеев, получил у бизнесмена 2 млн рублей. Глава Завьяловского района Галина Баталова была осуждена недавно за выделение земельных участков без проведения торгов. Примечательно, что как раз в ту пору, когда в отношении Баталовой было возбуждено сразу несколько уголовных дел, ей присвоили звание «Почетный гражданин района».


Не всё так просто и в нынешней ситуации в Балезинском районе. Среди опрошенных нами лиц фигурирует и такая версия, что сама огласка случившегося на заброшенном асфальтобетонном заводе стала возможна лишь благодаря конфликтной ситуации в балезинском руководстве - между главой района и главой районной администрации. Согласно этой версии, целью слива в битумохранилище содержимого первых трёх цистерн было не захоронение химотходов, а их временное хранение – до того момента, пока из Татарстана не подойдут нанятые для этой цели, но по каким-то причинам не успевшие прибыть в назначенный срок автомобили. Названо было и нигде не упоминаемое в официальных источниках имя владельца асфальтобетонного завода – якобы это предприниматель из Игры Гамлет Кеноян, имеющий прозвище «Чечен». Ранее глава Балезинского района Ришат Мухгалимов сообщал РИА Новости, что заброшенный завод для слива отходов указал экс-глава Красногорского района Виктор Матушкин. Возможно, эти две фамилии тоже фигурируют в списке из шести подозреваемых.


Конфликтная ситуация, рассказывают источники, возникла изначально не из-за слитых отходов, а из-за трёх цистерн из второй партии, которые как раз должны были быть непосредственно отправлены на специализированных автомобилях к пункту назначения. Однако владелец насосных установок - местная управляющая организация - якобы неожиданно запросил за выполнение работ такую сумму, что она была расценена как форма взятки для тех местных должностных лиц, кто почувствовал себя обойдёнными. По словам источника, дешевле было доставить насосные установки из Ижевска, а сумма «переплаты» могла составить около 200 тыс. рублей. После того как последовал отказ, сообщает источник, в дело вмешалась балезинская полиция, находящаяся под влиянием главы МО «Балезинский район», которая якобы препятствовала как выгрузке химотходов для отправки к пункту назначения, так и отправке их обратно на завод «Химпром». Последовавшая позже отправка цистерн в Ижевск, непонятная на первый взгляд, имела своей целью «вырвать» их из-под неформального контроля балезинских властей.


Видимо, в разгар конфликта вспомнили и о первых трёх цистернах, слитых на заброшенном заводе. Парадокс ситуации, по словам одного из собеседников, заключается в том, что большая часть отходов была выкачана грузополучателем из битумохранилища и отправлена за пределы Удмуртии. Если это правда, то сегодня из котлована извлекают лишь остатки химотходов. Якобы существует результат экспертизы лаборатории Минприроды Удмуртии, согласно которому в извлечённом из хранилища растворе доля тетрахлорметана составляет лишь 12 процентов.


Обнародованные же результаты экспертизы построены на анализе вещества, взятого из цистерн второй партии. Источник сообщает также, что опломбированные цистерны были вскрыты для взятия образцов без предусмотренных законом процедур, и отчасти именно поэтому, видимо, долгое время не давался официальный ход делу, а официальные результаты экспертизы появились только в середине марта, после чего и началась шумиха. Якобы цистерны с открытыми (!) люками благополучно простояли все новогодние праздники на станции Балезино. Привлечение официальных инстанций со стороны федеральных ведомств в Удмуртию в какой-то момент сделало утаивание всей ситуации невозможным, и скандал стал неизбежным.


Напомним, что всё это лишь одна из версий произошедшего, не подтверждённая результатами официального следствия. Как бы то ни было, плюсом в данной истории является то, что сейчас территория заброшенного завода будет зачищена специалистами от химотходов (неважно, остатки там находятся или все 160 тонн). Власти обещают управиться до наступления паводков. Представители же инициативной группы сообщили нам, что, если до 31 марта обещание властей не будет выполнено, население соберётся на массовый сход на площадке перед вокзалом ст. Балезино – в непосредственной близости от федеральной железнодорожной магистрали.