К избранному два года назад на второй срок полномочий Константину Резницкому претензий - море. Его обвиняют в сокрытии отчётности о движении денежных средств союза, в самоуправстве и даже в хамстве. По ситуации на 28 февраля в знак протеста из состава правления союза вышли четверо из пяти его членов. Остался один Резницкий.


Угроза распродажи


Потеря художниками двух мастерских и решение о продаже на торгах выставочного зала – самые горячие темы, которые обсуждались на прошедшем недавно общем собрании. Как рассказывают сами художники, выставочные площади и мастерские их союз занимает по договору аренды с Администрацией г. Ижевска. По их словам, сегодня все эти «зоны творчества» находятся в запущенном состоянии, некоторые опечатаны пожарными.


«Руководство союза не смогло спасти две мастерские, хотя если бы Резницкий вовремя забил тревогу, члены союза, я уверен, пожертвовали бы даже средствами из личного кармана, - говорит член СХ Дмитрий Постников. - С выставочным залом тоже плачевно. Последние полтора года в главном выставочном зале не было никаких выставок! Он вообще не использовался. Мы имеем сегодня грязное тёмное помещение, где нельзя выставлять произведения искусства. Администрация города приняла решение пустить его с торгов. По сути, выставочный зал должен быть центром самовыражения творческого союза и главной «торговой лавкой». Основной вид деятельности художников – выставки. Нас лишают права голоса, рупора. Художников забудут, их и так не видно».


Арендаторы и зарплата


Производственные мастерские трёхэтажного здания Художественного фонда, к слову, работают ныне всего на 30 процентов, основная часть площадей сдаётся в аренду коммерческим структурам: ООО «Транспортно-экспедиционная компания», ООО «Транспортная компания «Колесница», рекламное агентство «Ижпартнер», АВК «Развитие», а также дистрибьюторам промышленной автоматики, магазину «Автозапчасти», ритуальному бюро. Здесь же торгуют лечебным бельём, протезами, ортопедическими изделиями, бандажами…


«Не знаю, с какого попыха наш председатель решил, что распределение финансовых и материальных средств – это его единоличная прерогатива, а не общего собрания, – делится с корреспондентом «Д» другой член СХ, доцент, завкафедрой живописи УдГУ Сергей Орлов. – На предыдущем собрании он заявлял, что дополнительные денежные сборы ему нужны на зарплату - якобы для рядовой зарплаты он слишком много времени проводит в судах, ратуя за дела союза. На состоявшемся собрании мы просили его предоставить по такому поводу отчёт ревизионной комиссии, чего председатель сделать не смог. На следующем собрании мы поднимем этот вопрос повторно».


Не знают, не ценят


По результатам общественного опроса деятельность Союза художников Удмуртии респонденты оценили самыми низшими баллами, а половина вообще ничего о ней не знает. С момента снятия в 2004 году бессменного председателя удмуртского СХ Петра Ёлкина, по мнению члена союза Александра Опилина, их общественная организация переживает эпоху творческой и организационной стагнации. «Союз не оказывает никакого культурного влияния на Ижевск, – считает Александр Опилин. - В союзе давно нет молодёжи. В Ижевске ни разу не проводились всероссийские конкурсы, свёрнуты международные связи.


Деятельность художников, выставки не получают общественного резонанса и не освещаются в СМИ».


За последние два года имели место два беспрецедентных за 75 лет существования союза случая исключения из членов объединения без решения общего собрания двух талантливых художников - Расифа Батыршина и Вячеслава Михайлова. Первому председатель вменил в вину долги, второму – участие в какой-то ссоре. Большинство художников-членов союза на стороне исключённых. Об этом говорят итоги голосования на последнем собрании – за недоверие председателю высказались 38 из 51 присутствовавших на собрании художников, четверо воздержались.


Заговор?


По мнению самого Резницкого, разгоревшееся противостояние в Союзе художников является результатом заговора. «На мой взгляд, «восстание» срежиссировано главным редактором газеты «Известия УР» Энвилем Касимовым, - считает Константин Резницкий.- Все эти жалобы на грубость - инсинуации. Любое руководство обязано требовать. А сейчас хочется всем вольготной анархии. Я не держусь за это место. Жалко художников, они не понимают, что никто ничего не воровал, - люди творческие, эмоциональные, в юридических делах ничего не понимают».


По словам Резницкого, в союзе донельзя плохое финансовое положение, вечные проблемы с пожарными службами - одна за другой штрафуются и опечатываются мастерские. «Мне эти мастерские не нужны, фактически ими пользуются только художники – для СХ это головная боль и обуза, – говорит Константин Резницкий. - Да, мы отказались от одной мастерской, чтобы избежать неподъёмного штрафа пожарных.


На отвоёвывание каждой мастерской необходимо от 20 до 60 тысяч рублей – ремонт, противопожарная сигнализация, полы, план эвакуации, противопожарные двери… Общая цена вопроса - 1,5 миллиона. У СХ нет таких денег».


В этом году правительство Удмуртии выделило на содержание Союза художников всего 440 тыс. рублей. По словам Резницкого, на эти деньги, помимо всего прочего, он должен ещё «содержать себя, трёх сторожей, бухгалтера, секретаря, директора выставочного зала, смотрителя и уборщицу». В общем, отпущенных средств не хватает даже на зарплату и оплату коммунальных услуг.


Между тем, пока внутри союза кипят страсти, ижевские и республиканские власти уже запустили процесс приватизации имущества некоммерческой организации, когда-то служившей развитию искусства.


Выставочный зал – на торгах, а мастерские – в списках прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Ижевска на 2012 год. Имевшие место встречи художников с руководством Ижевска и министром культуры Удмуртии длились не более 15 минут и не дали никакого результата. Теперь большинство художников видят выход лишь в смене власти – общее собрание с вопросом о перевыборах председателя и членов правления союза назначено на 20 марта.