В прошлую пятницу, 2 марта, Министерство экономики Удмуртской Республики разместило на официальном сайте Госзакупок заказ с таким названием: «Оказание услуг по освещению в телевизионных новостных выпусках деятельности органов государственной власти УР в виде региональных вставок на общероссийском обязательном общедоступном канале». Цена будущего контракта – до 9 млн рублей, срок действия – с момента заключения до конца 2012 года. Всего республиканское правительство заказывает 350 «новостных сюжетов» общей продолжительностью 690 эфирных минут. Если контракт начнёт исполняться, условно, с 1 мая, то за оставшиеся в году 35 недель нам будут показывать по местному ТВ в среднем 10 заказных видеосюжетов в неделю, или по 2 сюжета каждый вечер, исключая выходные дни.


При существующей структуре вещания местных телеканалов это означает, что с момента заключения контракта на одной из «кнопок» телевизора практически все «новости» об Администрации Президента Удмуртии, Правительстве и Госсовете УР будут не новостями, а «джинсой», то есть рекламными сообщениями, о заказном характере которых зрителю ничего не сообщается. Правительство Удмуртии собственными руками насаждает то, с чем борются во всех профессиональных журналистских сообществах.


Таков масштаб явления. Фактически производство государственной «заказухи» на местном ТВ, согласно документации к аукциону, будет организовано так: заказчик (правительство Удмуртии) определяет тематику и предоставляет телеканалу необходимые материалы (речь, очевидно, идёт о съёмках пресс-служб и документах, которые порой с таким трудом достаются «неоплаченным» журналистам). Телеканал либо извещает заказчика о невозможности выпуска сюжета по объективным причинам, либо делает его и запускает в эфир. После этого сторонами составляется «акт сдачи-приёмки оказанных услуг», где заказчик может указать исполнителю на недостатки в вещании. Так и рождаются пресловутые «подчеркнул Александр Васильевич» и «жёстко раскритиковал Александр Александрович». В приложениях к конкурсной документации оговаривается, что эти сюжеты должны подаваться «в форме репортажей, сюжетов, бесед, публичных дискуссий, интервью, круглых столов, прямых линий и т.д. в прайм-тайм» - наверняка, в законе нет статьи, которая бы это запрещала (формально заказ не подпадает под действие ФЗ «О рекламе»), но, по сути, это прямой обман потребителя новостей.


Не говоря уже о перекрёстном субсидировании. В 2011 году на господдержку главного «волковского» телеканала - ТРК «Моя Удмуртия» - по предварительной росписи Министерства культуры УР планировалось потратить 78,5 млн рублей. Это только безвозмездные субсидии, не считая контрактов. И это вдвое больше, чем расходы министерства на республиканские библиотеки, почти в полтора раза больше ассигнований на содержание музейных фондов и примерно соответствует уровню финансирования всех республиканских средне-профессиональных учебных заведений в сфере культуры, вместе взятых. Налицо приоритеты. Что же касается структуры самого 9-миллионного контракта, то в нём, согласно документации к конкурсу, 80 процентов эфирного времени должно быть отведено освещению работы Президента и Правительства УР и 20 процентов – популяризации деятельности Госсовета Удмуртии.


Начальная цена контракта, поделенная на 690 минут заказанного эфирного времени, даёт более 13 тыс. рублей стоимости одной минуты государственной пропаганды в эфире. Интересны и условия отбора телекомпаний-кандидатов.


К конкурсу будут допущены лишь те, кто имеет возможность вещания на 95 процентах территории Удмуртии, причём на двух языках (русском и удмуртском), что сразу сужает круг возможных претендентов до двух телекомпаний – ТРК «Моя Удмуртия» и ГТРК «Удмуртия». Кроме того, в критериях конкурса 80 процентов итоговой оценки претендента формируется из предложенной цены контракта (чем меньше цена, тем больше шансов получить заказ), и 20 процентов – из «квалификации», понимаемой как количество информационных сюжетов за последние три года, опубликованных телекомпанией по заказу государства. Иными словами, кто уже крутил в эфире заказуху – тому и продолжать, а кто не имеет такого опыта – отсекается на входе. Есть свои несправедливости и в сфере купли-продажи журналистов.


Очевидно, что ссылки на необходимость информирования граждан о деятельности властей здесь не пройдут. Навскидку есть, пожалуй, только две формы представления информации от государства, которые действительно нуждаются в оплате, – это предоставление печатных площадей для обязательной по закону публикации официальных документов и выходы в эфир с официальными заявлениями «от первого лица».


Повседневная же деятельность власти, заседания кабинетов, брифинги и совещания, как правило, безо всяких особых заказов достаточно актуальны, чтобы заинтересовать журналиста. Освещать эти события – его прямая профессиональная обязанность. Поэтому нынешние 9 млн рублей, по существу, – это не заказ на «освещение деятельности», а дополнительная плата за лояльность. Как будто бы без этого в ней кто-то сомневался.