По предварительным (но уже неизменным) данным ЦИК УР, число проголосовавших в Удмуртии 4 марта 2012 года за победителя на выборах Президента России остановилось на отметке 65,75 процента, что в абсолютных цифрах составило 515 тыс. 755 избирателей. Это фактически тот же результат, который на гребне второй чеченской войны получил 26 марта 2000 года молодой и энергичный по сравнению с выдвинувшим его вечно больным Ельциным премьер Путин. 12 лет назад за перспективного политика в Удмуртии проголосовали 511,8 тыс. избирателей. Через четыре года Путин нарастил свой результат, набрав в Удмуртии на президентских выборах 14 марта 2004 года 613,3 тыс. голосов избирателей. Спустя ещё четыре года за его преемника Медведева в Удмуртии было собрано 551 тыс. голосов (2 марта 2008 г.). Последний результат Путина, получается, оказался даже ниже итогов голосования за его протеже.


Жители Удмуртии не проявили повышенного внимания к выборам Президента РФ. Всего в голосовании 4 марта приняли участие 784 тыс. 519 избирателей, что составило 64,39 процента от общего числа зарегистрированных в республике избирателей. Это много, но не для президентских выборов. Фактически такая же явка была и на прошлых выборах Президента РФ в 2008 году (64,24%). В отличие от них первые «путинские» выборы проходили на куда большем подъёме – в марте 2000-го явка на выборы Президента РФ в Удмуртии составила 70,26 процента, в 2004 году – 67,28 процента. В формате Российской Федерации средняя явка на президентские выборы 4 марта 2012 года тоже не стала рекордной, но всё же была почти на один процент выше, чем в Удмуртии, – 65,24 процента.


Несмотря на снижение поддержки Путина в абсолютных цифрах, по сравнению с общероссийским результатом голосование за Путина в Удмуртии оказалось даже на 2,15 процента выше среднего итога по стране. Однако в пересчёте на общее число избирателей (что нивелирует эффект более высокого процента голосования от снижения явки) этот отрыв Удмуртии сокращается до 0,84 процента. По данному показателю Удмуртия осталась на своём прежнем 9-м месте в группе регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Выше населения Удмуртии по степени лояльности власти остаются все республики ПФО, ниже – Ульяновская, Самарская, Кировская, Оренбургская области и Пермский край.


Гораздо большего снижения результата Путина в Удмуртии на выборах 4 марта удалось избежать благодаря итогам голосования во всех городах республики (кроме Глазова), и прежде всего в Ижевске, где Путину отдали свои голоса 59,12 процента жителей, пришедших на избирательные участки. Отчасти это объясняется снижением активности в выборный период протестного движения, имеющего сильные позиции в Ижевске, и исключительно номинальной агитационной работой со стороны политических партий, выдвигавших своих кандидатов в Президенты РФ. В результате по сравнению с предыдущими президентскими выборами свои результаты ухудшили как лидер КПРФ Геннадий Зюганов (116,3 тыс. голосов - 14,82%), так и лидер ЛДПР Владимир Жириновский (49,1 тыс. голосов - 6,27%). Четыре года назад в 2008 году за них проголосовали 126,5 тыс. и 84,5 тыс. избирателей соответственно. Прибавил по сравнению с 2004 годом лидер «эсеров» Сергей Миронов (это единственный раз, когда он баллотировался в президенты). Восемь лет назад за него проголосовали всего 6,5 тыс. избирателей в Удмуртии, в прошлое воскресенье – 26,8 тыс. человек. Однако большую часть нового протеста собрал Михаил Прохоров, за которого в Удмуртии 4 марта проголосовали 67,4 тыс. человек. Впрочем, помимо новизны на его результат в республике работал и административный ресурс, правда, в очень дозированном объёме.


Какие-либо неформальные формы протестного голосования 4 марта фактически не были реализованы. Недействительными признаны только 9 тыс. бюллетеней, что составило 1,15 процента от принявших участие в выборах (фактически равно общероссийскому показателю), а в графе «число утраченных бюллетеней» значится всего один бюллетень на всю республику (в целом по России – 730 бюллетеней). Не сделали погоды на выборах и пресловутые «открепительные удостоверения». Число избирателей, проголосовавших по ним в Удмуртии, согласно данным ЦИК УР, составило 14 383 человека, или 1,83% от числа проголосовавших (в среднем по РФ – 2,23%). И даже если допустить, что все они проголосовали под административным давлением за кандидата Путина, эти голоса составляют в его общем результате лишь 2,78 процента. «Недоработал» административный ресурс в республике и с выездными урнами для голосования.


В Удмуртии 4 марта после окончания голосования из переносных ящиков извлекли 36 431 бюллетень (4,64% от числа проголосовавших). По сравнению с другими регионами ПФО это самый низкий показатель. В среднем же по России «на дому» 4 марта проголосовали 8,55 процента избирателей, принявших участие в выборах Президента РФ. Подавляющее большинство из них, как сообщают наблюдатели, присутствовавшие при подсчёте голосов, проголосовали за Путина.


Между тем все эти «мелочи» в конечном итоге в масштабе всей страны дают ощутимый эффект. Например, достаточно вычесть из результата Путина голоса с открепительными удостоверениями и те, что извлекли из переносных урн, и нынешний официальный результат победителя выборов сдувается до 52,8 процента. В общем, совсем чуть-чуть, и второй тур становится неизбежен. Есть от чего прослезиться. Хотя сам премьер, как известно, объяснил свои мокрые глаза на митинге его сторонников сильным ветром. Наверное, так оно и было. Политическая погода в России в ближайшей перспективе тоже не обещает штиля.