Коллектив актёров можно назвать смешанным: здесь и куклы, и люди. Как сообщают сотрудники театра, впервые в Государственном театре кукол Удмуртской Республики были использованы куклы с человеческий рост. Мастера-кукольники управляли своими «подопечными», находясь за их спиной. Чтобы куклы казались живыми, кукольники были облачены в чёрные костюмы и сливались с фоном занавеса.


Управление подобной куклой непростое. Её ноги изнутри полые и надеваются на ступни мастера как тапочки. Одна рука кукольника обязательно на виду – просунута в рукав и изображает руку самой куклы, второй рукой мастер управляет кукольной головой. Кроме того, кукольник должен на высоком уровне владеть своим голосом, чтобы отражать различные эмоции, которые на кукольном лице, увы, никак не воссоздашь.

Почти все основные герои гоголевских «Вечеров» отображены куклами, а не артистами. Куклы играют скорее фарсовую роль: преувеличенные уши и носы, комические жесты.


Кукольного образа лишили кузнеца Вакулу и гордую красавицу Оксану. Оно и понятно, всё-таки их история любовная и в некотором смысле даже трагическая – Вакула после насмешек Оксаны решает покончить с собой. Кроме того, людьми «остались» хуторские девчата и парубки, а также королева и её придворные. Не пристало её величеству в виде куклы на публике появляться.


К сожалению, фарсовость кукол переиграла трагическую любовную историю людей. Парадокс: куклы на сцене смотрелись эффектнее и правдивее, чем сами люди. Оба актёра, играющие главные роли, Вакулу и Оксану, оказались почему-то не столь убедительными.


Шикарные декорации и спецэффекты не смогли скрыть недостатки актёрской игры. Да, на сцене можно увидеть прекрасную украинскую зимнюю ночь с горящими звёздами и светящимися окошками домиков. Да, поражает эффектное появление Солохи: сначала в трубу с неба «падает» огонёк, а затем из печки выпрыгивает ведьма уже в человеческом кукольном обличье. Да, можно увидеть Пузатого Пацюка, вокруг которого летает еда, а галушки сами скачут ему в рот. Но всё это лишь развлекательные элементы, на которых посмотришь, удивишься и забудешь.


Можно поставить хороший спектакль, совсем не используя декораций, делая ставку лишь на актёрскую игру. А можно потратить кучу денег на декорации и спецэффекты, но, к сожалению, ничем не «зацепить» зрителя. Второй вариант, мне кажется, случился с премьерой в театре кукол.


Есть вопросы и к режиссёрской работе. Длинные вставки в спектакль украинских песен и хождение под них по сцене главных героев, всеми силами честно пытающихся выразить свои чувства в течение продолжительного времени, а также опять же длинное закадровое чтение текста Гоголя заставляли зрителей скучать. Стоило хотя бы сократить эти вставки, ведь театр – это действие, а не просто песня или голос «за кадром».


Такое ощущение, что сверхзадача режиссёра свелась к созданию «наглядного пособия» к произведению из школьной программы. Ведь если произведение является программным в школе, то значит зрители в любом случае будут, так как учеников всё равно поведут в театр.