«Недалеко от деревни, в которой я проживаю, - рассказывает наш собеседник, - недавно вырубили полосу деревьев в сосняке, обгоревшем в засушливом 2010 году. И там жители деревни обнаружили табличку «Сибиреязвенный скотомогильник. Дата захоронения: 1936 год. Вход и земляные работы запрещены». Огораживающие жерди прогнили, внутри растут сосны, по толщине ствола им уже больше полувека (это сколько же времени за скотомогильником не присматривали). Всего в ста метрах от могильника находится деревня, а в 250 метрах – шоссе. В соседней деревне живёт ветеринарный врач – она и слышать не слышала ничего о сибиреязвенном захоронении».


По словам жителя Увинского района, в прошлом году к ним приезжал руководитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР Виталий Леготкин – бил себя в грудь, говорил, что всё исправим. Пока – шуму много, действий – ноль. Дело даже не в секретности объекта, дело в совершенном безразличии к опасному объекту, заключает наш собеседник.


В «Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых в 1995 году, - единственном документе, который регламентирует эксплуатацию скотомогильников, - прописано, что скотомогильники размещают на возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. метров. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника до жилых зданий должен быть не менее одного километра. Территория скотомогильника огораживается глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру должна быть выкопана траншея глубиной от 0,8 до 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с валом из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Согласно правилам скотомогильники должны иметь удобные подъездные пути. Ворота на их территорию запираются на замки. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 метра над поверхностью земли и так далее.


Со слов местных жителей, главный ветеринарный инспектор их района Леонид Измайлов уже четвёртый год бьёт тревогу и в отношении других скотомогильников, которые находятся в таком же запущенном состоянии. Соответствующие обращения с требованиями привести скотомогильники и биометрические ямы в надлежащее состояние направлялись в разные инстанции, в том числе и в правительство Удмуртии.


Реакция властей оказалась более чем спокойной – скотомогильники оборудовали не по оговорённым в правилах нормам, а лишь соорудили изгороди и прибили таблички. На повторные обращения привести захоронения в надлежащее состояние и на жалобы в прокуратуру последовала отписка, что «это не их прерогатива». «По моим оценкам, чтобы привести один скотомогильник в порядок, требуется всего 10 тысяч рублей, - говорит Леонид Измайлов. - Не понимаю, почему у нас до сих пор такой бардак. Неужели речь о каких-то запредельных суммах!»


Не так давно захоронения павших животных были сняты с баланса муниципальных образований в Удмуртии. На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом №7 «Об охране окружающей среды», в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (и вопреки отпискам республиканских чиновников), ответственность за эксплуатацию скотомогильников, биометрических ям и других захоронений возложена на федеральные и региональные власти, органы государственного ветеринарного надзора.


Между тем республиканские власти не спешат наводить здесь порядок. «В настоящее время практически у всех захоронений республики нет балансодержателей, за исключением нескольких скотобоен АПК, скотомогильники которых находятся на территории предприятия», - заявил начальник отдела противоэпизоотических мероприятий незаразных болезней Главного управления ветеринарии по УР Андрей Белоцерковский. По его словам, проект распоряжения Правительства УР по вопросу о закреплении ответственных за скотомогильники пока находится в разработке. Далее чиновник долго говорил об алгоритмах и превратностях процедуры назначения владельцев скотомогильников: сначала разрабатывается концепция проекта, затем будет принята целевая программа проекта, будут созданы рабочие группы, в которых пригласят принять участие все заинтересованные министерства и ведомства. Затем Министерство природных ресурсов, Минимущества, Россельхознадзор и Управление ветеринарии совместно разработают проект, в котором определят финансирование, распорядятся насчёт оформления документов на землю, и только потом дойдёт очередь до определения балансодержателей объектов утилизации.


Обещаниями, что в Удмуртии бесхозные скотомогильники будут поставлены на баланс, чиновники через СМИ начали успокаивать ещё с прошлого года. С того времени дело, похоже, так и не сдвинулось с мёртвой точки. По заявлениям главы ГУ ветеринарии по УР Геннадия Бурдова и заместителя председателя правительства Удмуртии Александра Коробейникова, до 15 декабря прошлого года предполагалось разработать проект предпрограммы «Содержание бесхозяйных скотомогильников и других мест захоронения павших животных». Но даже этот чисто бумажный этап до сих пор не пройден. Корреспондент «Д» прямо поинтересовалась у специалистов управления, когда же за скотомогильниками начнут надлежаще присматривать? «Всё, что у нас на сегодня есть, - это сырой, неутверждённый черновик программы, которую мы даже вывесить-то нигде не можем, – признались в Главном управлении ветеринарии. - Вопрос никак не решается. Всё упирается в финансы. А дальше всё просто и понятно…»

Перспективы приведения в нормативное состояние скотомогильника, с которого начался этот материал, также не определены.


«В 1939 году на местном АПК был случай заболевания лошади сибирской язвой, – сделал экскурс в историю Андрей Белоцерковский. – До определённого времени его состояние поддерживалось. На сегодняшний день там только аншлаг с табличкой и ограждения, пришедшие в негодность. Вблизи могильника нельзя вести земляные, строительные, изыскательные работы, пасти скот, косить траву». Постоянную угрозу для населения и домашних животных сибиреязвенные скотомогильники представляют в течение века с момента захоронения. «Я не могу сказать, когда он будет восстановлен. Пока нет балансодержателей, требования предъявлять не к кому», - подытожил сотрудник Управления ветеринарии УР.


Чтобы уточнить, насколько сибиреязвенные захоронения опасны для жизни и здоровья людей, корреспондент «Д» обратилась на кафедру инфекционных болезней и эпидемиологии Ижевской государственной медицинской академии. По словам специалистов кафедры, угроза, которую представляет собой заражение сибирской язвой, не очередной миф о свино-курином гриппе.


Возбудитель сибирской язвы может использоваться как биологическое оружие. Здесь всё намного серьёзнее. Бактерия живёт в земле до сотни лет, а то и дольше. Если случайно вскрыть могильник, то бактерия может попасть в организм через кожные покровы или дыхательные пути. Болезнь сопровождается образованием язв на коже, воспалением лимфатических узлов и внутренних органов, высокой температурой и тяжёлой формой пневмонии. В случае попадания внутрь организма мяса больного животного или заражённой бактерией воды болезнь протекает ещё тяжелее – беспокоят резкие боли в животе и лихорадка. При отсутствии соответствующего лечения кожной формы летальность составляет 10-20%. При лёгочной форме заболевания летальность очень высокая - 90-95% даже при соответствующем лечении. Кишечная форма – около 50%. Сибиреязвенный менингит – летальный исход в 90% случаев.


Только по официальным данным, на сегодня в Удмуртии числится 565 объектов утилизации павших животных, 100 из них - сибиреязвенные. Действующих скотомогильников, то есть тех, которые эксплуатируются и поныне, в которые повторно можно хоронить трупы животных, – 340. Законсервированных – 225. Природоохранной прокуратурой постоянно выявляются грубейшие нарушения их эксплуатации. Фактическое же, по оценке специалистов, количество сибиреязвенных захоронений почти в три раза больше.


По словам жителей деревень, соседних с обнаруженным в Увинском районе скотомогильником, в последнее время здесь стали безудержно плодиться сурки. Местные жители опасаются, что вскоре зверьки могут так добраться и до скотомогильника. В связи с этим министру природных ресурсов Михаилу Кургузкину, министру имущественных отношений Рустэму Зайнуллину, руководителю службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Виталию Леготкину и главе Управления ветеринарии УР Геннадию Бурдову, наверное, пора бы уже собраться и срочно сесть за стол переговоров.